Лента новостей
Почему США и Япония захотели прямых переговоров с КНДР 21:30, Статья «Коммерсантъ» узнал о решении прокуратуры изъять акции «Макфы» 21:28, Статья Путин призвал увеличить вклад внутреннего туризма в ВВП России до 5% 21:17, Новость В полтавском военкомате сообщили о розыске 30 тыс. уклонистов 21:08, Статья В НХЛ заявили, что вратарь Федотов сможет продолжить сезон за океаном 20:56, Статья Десять вариантов квартир с двумя санузлами для большой семьи 20:55 Насколько Варшава и Киев приблизились к разрешению пограничного кризиса 20:52, Статья Судья турнира в «Крокусе» подала в суд из-за сообщений о запертых детях 20:50, Статья Девушка с собакой нелегально проникла на место поисков в «Крокусе» 20:44, Новость Альфа-Банк дал прогноз по дивидендам российских компаний в апреле 20:43, Статья У FTX остались токены Solana на $7,5 млрд. Кто на них претендует 20:21, Статья Telecinco узнал о «вечеринке до утра» после выхода Дани Алвеса под залог 20:20, Статья В Днепропетровской области сообщили о повреждении объекта инфраструктуры 20:20, Новость «Яндекс» до 30 апреля закроет первый этап сделки по продаже активов 20:16, Статья Минфин возобновил закупки алмазов у АЛРОСА 20:10, Статья «Ваньки», «голубчики» и «лихачи»: история такси и извоза 20:04 ФАС допустила повышение норматива продаж топлива на срочном рынке 19:59, Статья Совет НАТО — Украина провел внеочередную встречу 19:52, Новость
Газета
Две трагедии Malaysia Airlines
Газета № 130 (1905) (2107) //1934 Общество,
0

Две трагедии Malaysia Airlines

За пять месяцев авиакомпания пережила два крушения Boeing 777
Фото: EPA
Фото: EPA

Malaysia Airlines еще в прошлом году считалась одним из самых безопасных и высококлассных авиаперевозчиков в мире, но все изменилось в марте—июле нынешнего года. Четыре месяца назад лайнер Malaysia Airlines, следовавший рейсом MH 370 из Куала-Лумпура в Пекин исчез с экранов радаров и до сих пор не найден. На прошлой неделе борт компании, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит над Украиной.

Крушение под Донецком рейса MH 17 грозит Malaysia Airlines, и без того переживавшей непростые времена, коммерческой гибелью. «Тот факт, что катастрофа произошла не по их вине, не означает, что им удастся избежать имиджа небезопасной компании», — заявил The Wall Street Journal аналитик Эндрю Чарлтон из Aviation Advocacy. По его словам, отношение к этой авиакомпании радикально изменилось после бесследного исчезновения ее самолета в марте, а теперь она может полностью утратить доверие пассажиров.

Финансы и репутация

Еще до пропажи злополучного рейса MH 370 Malaysia Airlines испытывала финансовые проблемы: акции компании стабильно дешевеют на протяжении последних трех лет. Зато перевозчик отличался хорошей репутацией: еще в 2013 году Malaysia Airlines входила в семерку лучших перевозчиков в мире по качеству сервиса. Британская Skytrax тогда подтвердила рейтинг Malaysia Airlines «5 звезд». Самая высокая оценка, которую получили в прошлом году от Skytrax российские авиакомпании, — «3 звезды» («Аэрофлот», S7 и «Трансаэро»).

С 2007 по 2010 год Malaysia Airlines была прибыльной, однако в 2011 году зафиксировала убыток и в качестве антикризисной меры начала сокращать количество рейсов. Ключевой проблемой для нее стал активный подъем конкурентов — в основном лоукостеров, которые проводили активную экспансию в Юго-Восточной Азии. На долю бюджетных авиакомпаний, которые еще десять лет назад просто не существовали в Азии, сегодня приходится около 50% перевозок в регионе. Главный из конкурентов — ныне крупнейший лоукостер региона AirAsia, как и Malaysia Airlines, базируется в Куала-Лумпуре.

Несмотря на интенсивный рост азиатского рынка пассажирских авиаперевозок, Malaysia Airlines в 2013 году отчиталась об убытке в размере 1,17 млрд малайзийских ринггитов (367 млн долл. по текущим курсам).

История авиакомпании началась в октябре 1937 года. Тогда два австралийца — братья Теодор и Чарльз Уэрн (Wearne) — наладили воздушное сообщение между Куала-Лумпуром, Сингапуром и малайзийским островом Пенангом. В 1947 году после обретения Малайзией независимости от Японии перевозчик получил имя Malaysian Airways (впоследствии название несколько раз модифицировалось). На протяжении всей этой долгой истории Malaysia Airlines отличалась относительной безопасностью. В базе aviation-safety.net с 1947 по 2013 год за компанией числится 13 инцидентов, в двух из которых погибли люди. Последняя катастрофа до пропажи рейса MH 370 с малайзийскими авиалиниями произошла в 1995 году. А сбитый над Донецком Boeing 777 (регистрационный номер 9M-MRD) не был замечен в каких-либо инцидентах, если судить по публичным базам авиапроисшествий.

Черная полоса

8 марта рейс MH 370 из Куала-Лумпура в Пекин, пролетая над Южно-Китайским морем, прервал связь с диспетчерами. Впоследствии выяснилось, что самолет находился в воздухе не менее 7 часов после потери контакта. Международные поиски самолета, ставшие одними из самых масштабных за всю историю, ни к чему не привели. Предположительно, лайнер потерпел крушение в южной части Индийского океана. На его борту находились 227 пассажиров и 12 членов экипажа, все считаются погибшими.

В апреле были отменены или перенесены брони на более чем 30 тыс. билетов на рейсы Malaysia Airlines, говорил в июне министр туризма Малайзии Мохамед Назри Абдул Азиз. Одна из причин — непроясненная участь рейса MH 370. Потери авиакомпании в первом квартале 2014 года составили 443 млн ринггитов (139 млн долл.).

Крушение самолета Malaysia Airlines над Украиной 17 июля, унесшее жизни 283 пассажиров и 15 членов экипажа, стало крупнейшей по числу жертв авиационной катастрофой после терактов 11 сентября 2001 года.

«В истории авиации не случалось такого, чтобы одна авиакомпания столкнулась с двумя крупными катастрофами в течение всего четырех месяцев», — констатирует Мохшин Азиз, авиационный аналитик Maybank Investment Bank в Куала-Лумпуре (цитата по WSJ). «Мне не приходит в голову, что бы они могли сделать, чтобы спасти себя», — отмечает аналитик. По его оценкам, после украинской катастрофы перевозчику хватит средств, чтобы протянуть только до середины 2015 года.

Премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак заявил, что правительство страны сейчас рассматривает любые варианты спасения авиакомпании. А Мохшин Азиз из Maybank предупреждает, что ее банкротство может иметь последствия для всей страны — ударить по суверенному рейтингу, туристической отрасли и рынку труда. По мнению эксперта, сейчас Malaysia Airlines можно спасти только с помощью оперативной — в течение двух месяцев — приватизации.Значительная часть компании (почти 70%) принадлежит малайзийскому фонду национального благосостояния Khazanah Nasional. В июне госфонд обсуждал перспективы реструктуризации авиаперевозчика через партнерство с Etihad Airways. Авиакомпания из ОАЭ недавно как раз спасла от банкротства итальянскую Alitalia.

Акции Malaysia Airlines, которые торгуются на Малайзийской фондовой бирже, по итогам пятничных торгов упали в цене на 11,1%. С начала года ее акции подешевели на 26%.

Мрачные совпадения

Самолет, потерпевший крушение на Украине, был «близнецом» пропавшего в марте Boeing 777. Согласно информации Malaysia Airlines, Boeing 777-200ER (заводской номер 28 411) поступил в компанию в июле 1997 года. По данным ресурса planespotters.net, свой первый полет лайнер совершил ровно 17 лет назад — 17 июля 1997 года.

До катастроф Malaysia Airlines эксперты во всем мире признавали Boeing 777 одним из самых безопасных самолетов. В общей сложности различные модификации Boeing 777 попали в 11 инцидентов, пять из которых привели к гибели лайнера — включая два крушения Malaysia Airlines в этом году.

С момента введения в эксплуатацию в 1995 году и до исчезновения малайзийского рейса в марте этого года в авариях с участием этого самолета погибли три человека. Пропавший пекинский рейс и гибель самолета под Донецком увеличили число жертв на рейсах Boeing 777 до 540 человек.

Акции Boeing подешевели на 1,2% по итогам вчерашней сессии в США. Украинская авиакатастрофа вызвала и снижение котировок американских авиакомпаний, поскольку первоначально инвесторы рассматривали версию о неисправности самолета. Бумаги American Airlines подешевели на 4%, Delta — на 3,4%, а United Airlines — на 3,5%. У всех них в авиапарке есть самолеты Boeing 777.