Лента новостей
Десять вариантов квартир с двумя санузлами для большой семьи 20:55 Насколько Варшава и Киев приблизились к разрешению пограничного кризиса 20:52, Статья Судья турнира в «Крокусе» подала в суд из-за сообщений о запертых детях 20:50, Статья Девушка с собакой нелегально проникла на место поисков в «Крокусе» 20:44, Новость Альфа-Банк дал прогноз по дивидендам российских компаний в апреле 20:43, Статья У FTX остались токены Solana на $7,5 млрд. Кто на них претендует 20:21, Статья Telecinco узнал о «вечеринке до утра» после выхода Дани Алвеса под залог 20:20, Статья В Днепропетровской области сообщили о повреждении объекта инфраструктуры 20:20, Новость «Яндекс» до 30 апреля закроет первый этап сделки по продаже активов 20:16, Статья Минфин возобновил закупки алмазов у АЛРОСА 20:10, Статья «Ваньки», «голубчики» и «лихачи»: история такси и извоза 20:04 ФАС допустила повышение норматива продаж топлива на срочном рынке 19:59, Статья Совет НАТО — Украина провел внеочередную встречу 19:52, Новость Директора по капитальным вложениям «Росатома» арестовали по делу о взятке 19:46, Статья На школьницу завели дело из-за шуточного предложения о теракте 19:44, Статья Въехать в этом году: интересные проекты на финальной стадии возведения 19:37 Летевший из Уфы в Ярославль самолет сел в Казани из-за трещины в стекле 19:34, Новость «Спартак» оказался в шаге от вылета из Кубка Гагарина 19:30, Статья
Газета
Таинственный строитель
Газета № 117 (1650) (0407) Общество,
0

Таинственный строитель

Канал в Никарагуа появится благодаря миллиардеру из Китая
Фото: BLOOMBERG
Фото: BLOOMBERG

Проект по строительству дублера Панамского канала в Никарагуа обрел свое лицо. Курировать «стройку века», которая обойдется в 40 млрд долл., будет Ван Цзин — гендиректор китайской компании HK Nicaragua Canal Development Investment (HKND), получившей концессию на 50 лет. О 40-летнем миллиардере изве­стно крайне мало — он скрывает место обучения и говорит, что стартовый капитал нажил на золотых рудниках в Камбодже.

Обычный парень

О Ван Цзине мало кто слышал вплоть до подписания 14 июня президентом Никарагуа Дани­элем Ортегой соглашения о строительстве канала между Тихим и Атлантическим океанами. Тогда глава одной из беднейших стран Латинской Америки пошутил: «Это вовсе не привидение. Вот человек из плоти и крови». Такая ремарка не случайна. Глава HKND входит в совет директоров более 20 предприятий, и многие никарагуанцы боятся, что правительство ввязалось в сделку с подставным инвестором, который просто перепродаст право пользования каналом.

По словам Ван Цзина, он изучал традиционную китайскую медицину в одном из пекинских университетов. Однако он наотрез отказывается называть, в каком, довольно странно мотивируя свою скрытность «неудобством» раскрытия такой информации. Свой базовый капитал он заработал, инвестируя в добычу золота, железной руды и драгоценных камней в странах ЮВА, в частности в Камбодже и Таиланде. Однако основу его благосостояния, которое Bloomberg оценивает в 1,1 млрд долл., составляет телекоммуникационный бизнес. Ван является председателем и мажоритарным акционером (37%) Xinwei Telecom Technology (капитализация компании составляет около 2,95 млрд долл.). В 2009 году он выкупил долю убыточной Xinwei у государственной компании Datang. Однако при Ван Цзине компания сделала упор на развитии беспроводных телефонных технологий и в 2012 году получила 325,5 млн долл. прибыли.

Ван живет в Пекине вместе с матерью, младшим братом и дочкой. «Я совершенно обычный китаец. Вряд ли я мог бы быть более обычным», — утверждает Ван.

Китайский след

Обычной историю со строительством канала, однако, не назовешь. Компания HKND была зарегистрирована на Каймановых островах всего за месяц, а ее сайт заработал всего за несколько дней до подписания соглашения с Никарагуа. «С чем связан выбор Ван Цзина? У него нет опыта в строительстве каналов или хотя бы крупных инфраструктурных проектов. Это просто парень, который занимается телекоммуникациями в Китае», — недоумевает руководитель исследовательской компании Inter-American Dialogue Маргарет Майерс.

Аналитики полагают, что секрет, возможно, кроется в связях Ван Цзина с Коммунистической партией Китая (КПК). Однако Ван отрицает, что за ним стоят влиятельные партийные боссы. «Людям кажется, что такой масштабный проект должен быть завязан на политике. Но это не так. Это просто бизнес. В конце концов, я даже не член КПК», — заявил миллиардер The Financial Times.

Официально китайские власти никак не комментировали проект строительства Никарагуанского канала, хотя КНР потенциально будет среди самых крупных его клиентов. «На данный момент Китай является вторым по величине пользователем Панамского канала, расширение которого связано как раз с увеличением торговли между Азией и Западным полушарием. Кроме того, Китай больше других стран инвестирует в Латинскую Америку и является самым крупным торговым партнером региона», — цитирует Deutsche Welle главу Института исследования Латинской Америки при Католическом университете в Айхштэтт-Ингольштадте Карла Дитера Хоффмана.

Согласно плану, строитель­ство канала будет полностью оплачено частными инвесторами. «HKND — частная компания. Наша штаб-квартира находится в Гонконге, откуда нам легче занимать деньги из Парижа, Нью-Йорка и Лондона. Но правительственного участия в этом строительстве не будет — ни китайского, ни какого бы то ни было еще. Как только власти войдут в этот проект, частные инвесторы сразу улетучатся», — рассказал The Nicaragua Dispatch пресс-секретарь HKND Рональд Маклин-Абароа. По его словам, проект пока полностью финансируется Ван Цзином, который «уже вложил в него десятки миллионов долларов».

По подсчетам FT, только исследование целесообразности проекта обойдется в 900 млн долл. Оно будет закончено в 2014 году. Представитель HKND считает, что недостатка в инвесторах не будет: «Сейчас в Китае есть сотни миллиардеров. Поэтому в этой части света на данном этапе проекта получить деньги проще, чем в Европе или США». Г-н Маклин-Абароа также не исключает, что HKND, которая пока полностью контролируется Ван Цзином, станет публичной компанией: «Я знаю, что Ван планирует провести IPO своей телефонной компании (Xinwei), так что, возможно, он захочет сделать то же самое и в отношении Никарагуанского канала».

Сам Ван намерен оставить себе как минимум 5% HKND, при этом принимая участие в операционной деятельности. «Любой будущий партнер должен будет уважать мое мнение», — сказал Ван Цзин Reuters. Пока в списке потенциальных партнеров значится только China Railway Construction, однако их число увеличится, с учетом того что HKND получила право не только на проведение канала, но и на строительство нефтепровода, двух портов, железной дороги и двух аэропортов.

Сомнения в рентабельности канала есть, так как ежегодная прибыль Панамского канала составляет лишь 1 млрд долл. При этом последний завершает свою модернизацию, которая увеличит его пропускную способность в два раза. Тем не менее Ван настроен оптимистично. Он подчеркивает, что Никарагуанский канал сможет пропускать суда грузоподъемностью 400 т, тогда как через Панамский даже после модернизации смогут проходить танкеры грузоподъемностью до 150 тыс. т. Ван рассчитывает по­строить дублер за шесть лет, при этом, как только тот заработает на полную мощь, его годовая выручка составит 5,5 млрд долл. «Я не хочу стать предметом шуток и примером провальных инвестиций китайского предприятия за рубежом», — уверяет Ван Цзин.