Лента новостей
Российский форвард «Каролины» сделал две передачи в матче плей-офф НХЛ 09:07, Статья Ефимов рассказал о планах редевелопмента двух участков в Южном Бутове 09:06, Новость Бизнес попросил оставить маркетплейсам право брать плату за возврат 09:02, Статья FT предупредила о последствиях закрытия лазейки в санкциях против России 08:57, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 08:48, Онлайн В США выразили опасения из-за «крепких объятий» России и КНДР 08:40, Статья «Ведомости» узнали о решении продлить продажу валютной выручки 08:36, Статья Молдавский блок «Победа» сообщил о допросах после визита в Москву 08:26, Новость Самый переоцененный сотрудник: как сэкономить на директоре по маркетингу 08:24, Статья Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов» 08:00, Статья Продлят ли продажу валютной выручки экспортерами и что будет с рублем 07:57, Статья АСВ оценило расходы на ликвидацию QIWI Банка 07:54, Статья Житель Кемерово получил 9 лет по делу о попытке присоединиться к ВСУ 07:36, Новость В Малайзии два вертолета столкнулись в воздухе на репетиции парада 07:31, Статья Основатель винодельни «Ведерниковъ» занялся новым винным проектом в Анапе 07:30, Статья Politico узнало об обеспокоенности США из-за отношений России с Африкой 07:24, Статья Силы ПВО сбили четыре снаряда над Белгородской областью 07:18, Новость Китай снизил поставки оборудования в Россию впервые с конца 2022 года 07:00, Статья
Газета
«Инвесторы всю выручку забирали в Софию, а нам платили зарплату с кредитов»
Газета № 215 (1748) (2011) Общество,
0

«Инвесторы всю выручку забирали в Софию, а нам платили зарплату с кредитов»

Глава профкома авиакомпании «Татарстан» Антон Бортяков — о задержках зарплаты, отказах коллектива от работы и болгарских инвесторах
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Глава профкома инженерно-авиационных служб компании «Татарстан» АНТОН БОРТЯКОВ рассказал корреспонденту РБК daily АЛЕКСАНДРУ ЛИТОМУ о ситуации в трудовом коллективе. Он воздерживается от выдвижения версий причин авиакатастрофы 17 ноября в Казани, но отмечает, что в «Татарстане» не думали, что им много лет придется использовать разбившийся самолет.

— В авиакомпании «Татарстан» неоднократно задерживали зарплату?

— Периодически это случается в течение трех лет. Началось это еще при болгарских инвесторах, компании «Химимпорт», что было связано с дефицитом финансовых средств. И сейчас, от месяца к месяцу, возникают подобные задержки: для авиационной службы в больших объемах, для технической службы — в меньших. У нас очень разные зарплаты.

— В чем причина?

— Неэффективность менеджмента — мало денег зарабатываем, так я понимаю. Они нам так и отвечают. Очень большие долги, проблемы с их погашением, связанные с тем, что выручка у нас недостаточная. Мы им указывали на их несоответствие занимаемой должности. Раз в год у нас менялись директора — коммерческие и прочие, но к улучшению это не приводило. При нынешнем директоре уменьшился внешний долг — какие-то подвижки были, но ситуацию это не меняло.

— Судя по новостным сообщениям, в сентябре ваш профсоюз бастовал.

— Это была не забастовка. По 142 ст. ТК человек индивидуально отказывается от выполнения своих обязанностей при задержке свыше15 дней до выплаты зарплаты. Отраслевые законы накладывают на нас ограничения в проведении забастовок, а индивидуальный отказ от выполнения обязанностей не ограничен.

— Это была разовая акция?

— В этом году мы делали так три или четыре раза, чтобы заставить работодателя с нами расплатиться. Мы уведомляем заранее работодателя о намерениях не приступать к работе.

— Я правильно понимаю, что частично авиакомпания находится в собственности у Татарстана? Это не помогало для решения проблем компании?

— Насколько я знаю, часть пакета акций или целиком передали холдинговой компании «Ак Барс». Сейчас почти все — и здания, и самолеты — все их. Авиакомпания Татарстан — тоненькая скорлупка на всем нашем хозяйстве. «Ак Барс» — крупный республиканский холдинг.

— С чего начались трудности?

— При «Химимпорте» была создана экономическая яма, когда болгарские инвесторы всю выручку забирали в Софию, а нам платили зарплату с кредитов, полученных под наше же заложенное имущество. Это была чисто отмывальная схема, разбившийся самолет тоже остался в качестве болгарского наследия. Болгарская администрация притащила к нам четыре-пять лет назад самолеты Boeing 737, чтобы мы научились работать с импортной авиатехникой и вывели из эксплуатации отечественную. Мы рассчитывали, что она будет на полгода, ну год, а их эксплуатация затянулась. Новые самолеты только сейчас пытаются закупить. Мы и до сих пор вынуждены брать кредиты — нашей выручки не хватает даже на выдачу зарплаты. О прибыльности вообще речь не идет.

— В процессе обслуживания возникали подозрения в их возможной неисправности?

— Давайте простенько объясню. У любой техники поломки периодически случаются. Их выявляют, проводят ремонт, освидетельствование. В авиационной технике, даже когда есть подозрения в небольших неполадках, эксплуатацию самолета все равно останавливают и проверяют. Чем старше самолет, тем чаще возникает потребность в экстренном техническом обслуживании, тем больше он простаивает — не принося прибыли. Такие самолеты экономически невыгодны. Авиакомпания до сих пор этим подрывает свою экономическую базу.

— Старые самолеты...

— Применять к самолету слово «старый» нельзя. Он либо допущен к полету, либо нет. Технические службы каждый раз ставят свою подпись, которая обусловлена даже уголовной ответственностью.

— Переход на зарубежные самолеты привел к увольнениям?

— Да, была волна сокращений в связи с массовым отказом эксплуатировать отечественную технику типа Ту-134, Як-42. Целый ряд сотрудников потеряли работу — у них были допуски на отечественную технику. Меня тоже пытались сократить.

— В коллективе авиакомпании обсуждаются возможные версии трагедии?

— Эти версии я комментировать не уполномочен. Давайте дождемся заключения комиссии.

— Что будет происходить с авиакомпанией в результате катастрофы?

— Я не знаю. Поживем — увидим.

Гульназ Минниханова, пресс-секретарь авиакомпании «Татарстан»:

Задержки зарплаты вообще были. Большие они или маленькие — не вам и не мне судить. Для кого-то они большие, для кого-то маленькие. Не могу ответить на вопрос, связаны ли экономические проблемы с сотрудничеством в «Химимпортом». По графику мы должны были в марте 2014 года прекратить эксплуатацию этого «Боинга». В планах авиакомпании — нарастить парк самолетов типа аэробус до 15 штук. Самолеты «Гранд Караван» у нас вообще новые, у наших аэробусов средний возраст — шесть-семь лет.

Поправка. Последнюю фразу второго ответа в интервью главы председателя профсоюза работников инженерно-авиационных служб авиакомпании «Татарстан» Антона Бортякова, опубликованного в номере РБК daily от 20 ноября 2013 года, следует читать: «При нынешнем директоре уменьшился внешний долг — какие-то подвижки были, но ситуацию это не меняло». Редакция приносит извинения.