Лента новостей
Растащили бизнес после смерти владельца. Как этого не допустить 08:41, Статья В Бразилии загорелся небоскреб 08:09, Новость Какие магазины чаще всего открывают в новостройках 08:06 Международные эксперты назвали особенности теракта в «Крокус Сити Холле» 08:01, Статья Лавров назвал «здравые вещи» в мирном плане Китая по Украине 07:53, Новость Польша подняла в небо самолеты из-за дальней авиации России 07:49, Статья Байден заявил о готовности арабских государств признать Израиль 07:28, Статья ВТБ вернет кешбэк с прямым начислением рублей вместо бонусов 07:00, Статья Безглютеновая диета опасна для здоровья. Почему на ней сидят миллионы 07:00, Статья Окна в пол и угловое остекление: как найти светлую квартиру 06:59 Военная операция на Украине. Онлайн 06:57, Онлайн Страны ЕС отказались выпускать молдавский детский хор из Белоруссии 06:49, Новость Минюст напомнил о праве иноагентов баллотироваться на выборах в России 06:35, Статья Папа римский впервые омыл ноги 12 женщинам в Чистый четверг 06:00, Новость В Британии пожаловались на дефицит трупов для обучения медиков 05:58, Новость Режиссера «Оппенгеймера» посвятят в рыцари в Великобритании 05:36, Новость В Днепре, Хмельницком и Кременчуге прогремели взрывы 05:35, Статья Politico сообщила о «косвенном финансировании» йеменских хуситов Китаем 05:17, Статья
Газета
Go West: как вывести Россию из тупика
Газета № 103 (2120) (1706) Общество,
0

Go West: как вывести Россию из тупика

Фото: EPA
Фото: EPA

2035 год. Россия уже 20 лет ведет холодную войну с Западом. Траты бюджета на оборону выросли до 30% ВВП. Выезд за границу запрещен не только сотрудникам МВД и спецслужб, но и всем, кто работает в госкомпаниях и бюджетных организациях. Введено государственное планирование. Негосударственный сектор составляет меньше 10% экономики страны. После очередного кризиса на сырьевых рынках в стране начинаются перебои с продовольствием. Развиваются центробежные тенденции: отдельные части России постепенно притягиваются к тем регионам мира, которые последние 20 лет были интегрированы в глобальную экономику и бурно развивались.

Пока этот мрачный сценарий — художественный вымысел, хотя при продолжении нынешней политики российского руководства он вполне вероятен. Но есть и другой сценарий, который я планирую обсудить на этой неделе с представителями политического и экономического истеблишмента США. Альтернативное будущее — это интеграция, сотрудничество в области технологий, экономики и безопасности при взаимном уважении к интересам друг друга.

Изоляция

Санкции больно ударили по экономике России, но пока не способны привести к серьезному системному кризису. Год жизни под санкциями показывает, что Россия способна на длительное военно-экономическое противостояние с Западом. Вопрос — какой ценой? К сожалению, новая гонка вооружений и исключение из международного научно-технологического обмена не пройдут бесследно.

Уже сейчас происходит перераспределение бюджетных расходов. Государство перестает инвестировать в социальный капитал и вкладывает в оборону и силовые структуры. В первом квартале 2015 года оборонные расходы составили рекордные 9% квартального ВВП. Это значит, что будет меньше школ, меньше больниц, будут ограничены закупки импортных лекарств, к замене которых отечественная фармацевтика пока не готова. В долгосрочной перспективе это приведет к серьезному ухудшению качества жизни людей. А ослабление человеческого капитала приведет к ослаблению страны.
Нынешнее противостояние России с Западом искусственное. Оно в интересах российских элит, которые хотят удержаться у власти и которым образ врага помогает отвлечь население от коррупции и неэффективности власти. Разжигание внутренней и внешней конфронтации стало механизмом выживания нынешней власти.

К 2011–2012 годам наша страна переросла свое авторитарное руководство. Средний класс начал предъявлять спрос на государственные институты другого качества. В этот момент Россия была готова к переходу к более демократической и конкурентной политике. Но ценой огромных усилий пропаганды и политических преследований руководителям страны удалось обратить вспять этот процесс. Чтобы сохранить власть, они провоцируют изоляцию страны.

Интересы

Чтобы разрешить нынешнюю ситуацию, мы должны понимать, что у всех участников взаимодействия между Россией и Западом разные интересы.
Во-первых, Западу стоит осознать, что интересы жителей России и интересы ее руководства фундаментально расходятся. Среди основных проблем, которые волнуют российских граждан, — состояние здравоохранения и образования. Ими в последние годы были недовольны около 60–70% населения. Государство же предпочитает не инвестировать в социальный капитал, а перераспределять денежные потоки в пользу армии и спецслужб.

Во-вторых, важно понимать, что национальные интересы России и США имеют объективные противоречия, которые при неаккуратной политике с обеих сторон легко приводят к напряженности. Сегодня отношения между нашими странами находятся на самой низкой отметке с момента окончания холодной войны. Но это не конец света. Бывало и хуже. Только во второй половине XX века мы пережили несколько таких периодов. Например, в 1979–1984 годах, во времена афганской кампании, «звездных войн» и сбитого южнокорейского «Боинга». До этого были 1969–1974 годы — вьетнамская и шестидневная войны, подавление «Пражской весны». Еще раньше были карибский и берлинский кризисы, проходившие на фоне термоядерных испытаний под землей, на земле и в воздухе. До этого — война в Корее и вполне реальные планы ядерных атак. Если посмотреть на реалии сегодняшнего дня, то если и можно говорить о каком‑то крахе, то лишь о крахе иллюзий.

Все периоды обострения отношений России и США так или иначе чередовались с непродолжительной, но запоминающейся оттепелью. Причем необязательно это происходило в результате смены правителя в России. Между корейской и вьетнамской войнами затесались экстравагантные визиты Хрущева в США. Между вторжением в Чехословакию и вводом войск в Афганистан пролегла разрядка с «Союзом» — «Аполлоном» и Хельсинкским актом. После 1985 года казалось, что лед в отношениях между Россией и Америкой растаял навсегда. Но и этот период завершился еще до прихода к власти Владимира Путина. И сегодня обе страны расплачиваются за свои перестроечные иллюзии.

России и США надо научиться эффективно сотрудничать там, где есть совпадение национальных интересов, и уметь находить компромисс там, где эти интересы расходятся. Одинаково вредно воспринимать друг друга исключительно в качестве врагов или, наоборот, игнорировать разногласия, обусловленные культурными, экономическими или политическими факторами. Как показал исторический опыт, такая «слепая дружба» плохо заканчивается.

Хорошая новость состоит в том, что стратегические, неконъюнктурные интересы США и России сегодня во многом совпадают. Главные политические вызовы у нас общие — терроризм и рост исламского экстремизма на Ближнем и Среднем Востоке одинаково опасны и для России, и для США. Причем, возможно, для России, принимая во внимание ситуацию на юге страны, даже более опасны.

Но есть и плохая новость: сегодня в России интересы бюрократии и правящей элиты, с одной стороны, и народа, с другой стороны, разошлись кардинально. Правящий в России класс нуждается в конфронтации с США и Западом, в то время как интересам народа отвечает самое тесное взаимодействие с западным миром.

Интеграция

К сожалению, нового стратегического сближения, пока Владимир Путин находится у власти, ждать, по‑видимому, не приходится. Сегодня Западу имеет смысл бороться за то, чтобы в рамках стратегии сдерживания не допустить реальной глобальной войны. Нынешняя российская власть готова играть, но не надо думать о ее представителях лишнего — жить они все‑таки хотят. Главное не дать им заиграться. Одновременно Западу необходимо налаживать тесное сотрудничество с европейски ориентированной Россией и уже сегодня продумывать пути быстрой реинтеграции нашей страны в мировую систему, когда власть в ней сменится.

Граждане России — такие же люди, как и в любой другой стране мира. Они хотят безопасности, жить в комфортных домах, хорошего образования для своих детей и уверенности в завтрашнем дне. Чтобы добиться этого, России нужна экономическая трансформация. А как показывает история последних 100 лет, такая трансформация невозможна без интеграции с западным миром.

Мы знаем несколько удачных примеров экономической трансформации в XX веке: Германия, Япония, Южная Корея, Италия, наконец, Китай. Все они начинали переход на новую ступень экономического развития с налаживания отношений с Западом.

Да, зачастую Запад делал это специально, чтобы усилить своих союзников по противостоянию с СССР. Но сегодня уже нет ни Восточного блока, ни Советского Союза. Более того, перед нашими странами стоят общие глобальные вызовы, которые будет сложно решить без участия России. Поэтому Запад заинтересован в стабильной и процветающей России не меньше, чем граждане нашей страны.

А значит, когда власть в России сменится, США и Западная Европа должны всеми силами способствовать экономической интеграции России. Нужен «план Маршалла» для России, предполагающий ее промышленное и технологическое развитие. Западу ни в коем случае нельзя повторять ошибку «недоинтеграции» нашей страны в 1990‑е. Вступление России в НАТО и ЕС после смены режима столь же необходимо нам, как и Западу. Конечно, такой шаг приведет к переформатированию этих институтов, но альтернатива гораздо хуже.

Более диверсифицированная экономика и экспорт, свободное перемещение людей, идей и капитала — это гарантия того, что в России не будет восстановлен авторитарный режим. Потому что один из ключевых инструментов нынешней власти — это возможность взять под контроль источники экспортной ренты и на них покупать лояльность телевидения, спецслужб и системы правосудия. Технологически развитая, диверсифицированная и глубоко интегрированная с Западом Россия лишит любого потенциального диктатора экономической базы и политической поддержки в обществе за счет формирования множества альтернативных интересов и центров силы.

Итак, в чем я буду убеждать своих собеседников по вопросу взаимоотношений России и Запада:

1. Сейчас Россия идет путем самоизоляции, но дорога эта ложная, и после ухода Владимира Путина ситуация неизбежно изменится.
2. Западному сообществу важно добиваться не изоляции России, а ее постепенной, пусть и трудной, интеграции в евроатлантический мир.
3. Хочет этого кто‑то или нет, но необходимо воздействовать на современный политический режим в Российской Федерации, чтобы склонить его к конвенциональной позиции по ключевым вопросам.
4. Американским элитам необходимо понять и принять объективные, соответствующие целям развития интересы России. Воплощать эти интересы придется следующему поколению элит, которое в персональном плане отчасти пересекается с элитой нынешней, как бы критически мы к ней ни относились.
5. Россия — с точки зрения истории, ментальности народа, доминирующей культуры — европейская страна, и она объективно заинтересована в европейской и евроатлантической интеграции. В конечном итоге это означает вступление в НАТО и затем в ЕС.
6. У России нет задачи «сдерживания» Китая — нашего крупнейшего соседа, но ﷯удущая Российская Федерация может выработать общую и совместную политику на китайском направлении с США и Евросоюзом. Ее суть: «Взаимодействие без доминирования».
7. Россия может и должна стать лидером европейской и евроатлантической интеграции постсоветского пространства. Это и есть залог и условие ее лидерства на этом пространстве. Лидерства не имперского типа, а современного, идейно-технологического. Это же станет механизмом восстановления морально-политического авторитета РФ на просторах бывшего СССР.

Мы ищем союзников, которые помогут России окончательно стать Европой. А Россия, в свою очередь, станет для Запада возможностью участия в новом экономическом прорыве, важнейшим фактором нейтрализации самых разных глобальных угроз.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.