Лента новостей
«Ан-Наср» без Роналду одержал волевую победу, пропустив на шестой минуте 20:12, Статья С бывшего клуба Слуцкого сняли 18 очков в чемпионате Нидерландов 20:04, Статья Поджигатель здания мурманского правительства умер в зоне военной операции 20:00, Новость Варданян объявил голодовку в заключении в Азербайджане 19:54, Статья В НАТО назвали законными удары Украины по военным целям в глубине России 19:40, Новость Пользователь заплатил более $17 тыс. за перевод 1,34 биткоина 19:38, Статья Минобороны сообщило о перехвате дрона ВСУ в Белгородской области 19:37, Новость Экс-главу Минэнерго Подмосковья отправили под домашний арест 19:34, Статья По данным «МегаФона» москвичи в метро стали реже читать и больше работать 19:34 Силуанов предупредил об угрозе глобального долгового кризиса 19:25, Статья Роботы удешевляют труд людей и отбирают работу. Ждать ли новых луддитов 19:23, Статья Гражданин Узбекистана напал на восьмиклассника в подъезде в Москве 19:19, Новость В фуре с мебелью таможня нашла почти 700 кг устриц, лобстеров и сельди 19:01, Новость Forbes назвал самые дорогие бойцовские промоушены мира 18:58, Статья «Пикник «Афиши» пройдет в Москве после пятилетнего перерыва 18:48, Новость Умер «мебельный король» Сергей Зуев 18:46, Статья Рэпера Платину задержал ОМОН во время концерта в Томске. Видео 18:29, Новость Есть проблемы: почему растет спрос на услуги логопедов 18:26
Газета
Самолет и ракета
Газета № 056 (2073) (0104) Общество,
0

Самолет и ракета

Следствие ищет свидетелей транспортировки зенитно-ракетного комплекса«Бук», из которого мог быть сбит малайзийский «Боинг»
Фото: EPA
Фото: EPA

Международная следственная группа объявила, что одной из версий крушения MH17 является выпущенная из зенитно-ракетного комплекса «Бук» ракета. Следователи попросили откликнуться свидетелей транспортировки ЗРК.

Международная следственная группа (JIT), в которую входят представители Нидерландов, Украины, Австралии, Бельгии и Малайзии, в понедельник опубликовала призыв откликнуться к свидетелям транспортировки ЗРК «Бук» в районе Донбасса 17–18 июля 2014 года. Группа также заинтересована в очевидцах, которые могли бы раскрыть личные данные лиц, причастных к приобретению, транспортировке и запуска из «Бука» ракеты, сбившей Boeing 777 малайзийских авиалиний.

Следователи официально признали, что рассматривают версию о том, что причиной крушения самолета стала выпущенная из ЗРК «Бук» ракета. При этом они подчеркнули, что пока рано делать однозначные выводы о причинах катастрофы Boeing 777.

Кто расследует падение Boeing 777

Сейчас проводится два официальных расследования трагедии — в обоих случаях международную команду экспертов возглавляет голландская сторона. Первое расследование занимается обстоятельствами крушения лайнера, руководит им Управление по безопасности Нидерландов (DSB). Основная часть фактической информации по рейсу MH17 и причинах его гибели известна общественности из предварительного доклада DSB. Он был опубликован в начале сентября. Команда экспертов под руководством DSB была создана 23 июля, неделю спустя после катастрофы.

28 июля Евроюст (Агентство Евросоюза по координации судейской и прокурорской деятельности) призвал к созданию рабочей группы, которая объединила бы текущие уголовные расследования крушения в Австралии, Бельгии, Нидерландах, Малайзии и на Украине. В результате 7 августа была создана JIT. Ее координацию взяла на себя Государственная прокуратура Нидерландов. Кроме следователей из указанных пяти стран к работе привлечены эксперты из Великобритании, Германии, США и прочих стран, чьи граждане погибли при крушении. Планируется, что расследование будет завершено к августу 2015 года.

Расследования DSB и JIT пересекаются, но не дублируют друг друга. Эксперты DSB ставят своей задачей выяснение всех деталей произошедшего, чтобы в финальном отчете прописать, в частности, рекомендации по тому, как избежать таких трагедий в будущем. Следователи JIT также стремятся собрать всю картину случившегося, но с другой целью: определить виновников крушения и предъявить им обвинение в совершении уголовного преступления. Для этого JIT опубликовала призыв откликнуться к свидетелям перевозки «Бука» и к тем, кто располагает информацией о личных сведениях лиц, ответственных за перемещение ЗРК.

Что известно об обстоятельствах катастрофы​​

Факты об обстоятельствах крушения собрали эксперты DSB в своем предварительном отчете. Составители отмечают, что содержание документа «частично зависит от хода расследования и необходимости обнародовать определенные факты». Источниками послужили данные «черного ящика», радиопереговоры, спутниковые снимки, данные радаров и прочее.

Рейс MH17 вылетел из Амстердама в 14:31 мск 17 июля в соответствии с планом полета, команда лайнера была подготовлена к длительному перелету, сам Boeing 777 1997 года выпуска был полностью исправен, последняя инспекция прошла в апреле 2014 года. Единственное нарушение летного плана: незадолго до крушения, пролетая над Днепропетровском, команда лайнера отказалась подняться из эшелона 330 (10,4 км над землей) в эшелон 350 (11 км). Контакт с самолетом был потерян в 17:20 мск, никаких сигналов бедствия лайнер не подавал.

DSB ссылается на данные украинского Национального бюро расследования авиапроисшествий (NBAAI), по которым в 17:20 мск в небе над Донбассом находилось еще три гражданских самолета. Ближайший из них был в 30 км к северо-западу от рейса MH17. Вскоре обломки лайнера были обнаружены местными жителями в районе села Грабово Донецкой области. Части фюзеляжа были разбросаны на территории длиной около 10 км и шириной около 5 км.

Ближе всего к месту последнего контакта с лайнером расположены детали кокпита и переднего багажного отдела. Дальше всего — основная и хвостовая части самолета. На некоторых обломках передней части исследователи нашли многочисленные повреждения. В итоге эксперты пришли к выводу, что лайнер распался в воздухе после воздействия на переднюю часть самолета «большого числа объектов с высокой энергией».

Какими версиями оперируют стороны

Первые версии падения Boeing 777 поблизости от Донецка появились сразу после катастрофы. Позиции действующих сторон, будучи озвученными, в дальнейшем не менялись.

Президент Украины Петр Порошенко в день крушения обвинил в трагедии «террористов». В качестве доказательства он привел содержание перехваченного Службой безопасности Украины (СБУ) телефонного разговора, в котором «один из лидеров боевиков в беседе со своим зарубежным российским куратором, полковником ГРУ Василием Гераниным, хвастался сбитым лайнером» (цитата по сайту президента Украины). СБУ сопроводила ролик фотографией человека, которого назвала Гераниным. Однако российское «Независимое военное обозрение» написало, что фото было взято с сайта издания и на нем запечатлен не Геранин, а Муса Хамзатов, один из модераторов мероприятия, на котором была сделана фотография.

Бывший на тот момент премьер-министром непризнанной ДНР Александр Бородай 17 июля отверг обвинения, сказав, что у ДНР нет вооружения, способного сбить пассажирский самолет на высоте 10 км. Он возложил ответственность за случившееся на украинских военных. Ранее в тот же день российские СМИ сообщали о том, что ополченцы сбили транспортный самолет Ан-26.

Президент России Владимир Путин 17 июля возложил ответственность на Украину: «Этой трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир безусловно, государство, над территорией которого это произошло, несет ответственность за эту страшную трагедию».

Через несколько дней после крушения, 21 июля, Минобороны России провело пресс-брифинг, на котором представитель ведомства генерал-лейтенант Андрей Картаполов привел иную версию событий. По словам генерала, российские средства объективного контроля (СОК) 17 июля зафиксировали украинский штурмовик Су-25 в непосредственной близости (примерно 3–5 км) от Boeing 777. Незадолго до катастрофы военный самолет, по данным СОК, начал набор высоты, двигаясь в коридоре для гражданских лайнеров прямо к рейсу MH17.

Какие версии попали в СМИ​

17 июля Интерфакс со ссылкой на источник в Росавиации сообщил, что существует вероятность того, что целью украинской ракеты — наземной или выпущенной с военного самолета — мог быть самолет президента России Владимира Путина. Эту же версию передал в эфир российский «Первый канал». В дальнейшем СМИ сосредоточились на обсуждении доступа следователей к месту катастрофы и других гуманитарных вопросах.

В октябре Spiegel опубликовал статью о выступлении главы немецкой разведки BND Герхарда Шиндлера. В тексте говорилось, что он представил доказательства причастности ополченцев к крушению самолета профильному комитету бундестага. Boeing 777 был сбит ракетой из ЗРК «Бук», заявил глава BND.

9 января немецкая некоммерческая организация журналистов-расследователей CORRECT! V опубликовала свой материал, в котором основную ответственность за сбитый самолет возложила на Россию. Bpeing 777 был уничтожен ракетой ЗРК «Бук», приписанной к 53-й зенитно-ракетной бригаде Курска. Прямых ​доказательств этого у них не было, но CORRECT! V считает остальные версии несостоятельными.

Уже в марте 2015 года нидерландское издание RTLnews заявило, что анализ поражающих элементов, найденных на месте падения Boeing 777, показал, что они имеют форму песочных часов. Это характерно для боеголовок 9N314 комплексов «Бук-М1-2». Последние стоят на вооружении российской армии. Украинские ВС располагают устаревшими «Бук-М1».

Представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Корношенко, комментируя схожую публикацию в украинском издании «Цензор.net», назвал ее враньем.