Лента новостей
Биткоин за неделю упал от своего максимума на $10 тыс. 12:57, Статья Победная серия Большунова прервалась на чемпионате России в 24-й гонке 12:55, Статья Картаполов анонсировал рассылку электронных повесток в весенний призыв 12:52, Статья Акции «Яндекса» обновили максимум с февраля 2022 года 12:51, Статья Кремль предупредил, что НАТО не принесет стабильность на Кавказ 12:51, Статья Три человека пострадали при воздушной атаке в Белгородской области 12:48, Статья Эстония решила выслать российского дипломата 12:44, Статья Аэропорт Ставрополя приостановил прием самолетов из-за повреждения полосы 12:43, Статья На что способен ИИ: зачем его использовать и можно ли с ним соревноваться 12:41, Статья Скажи «poop»: какой путь прошло человечество, чтобы получить ChatGPT 12:40, Статья Польский генерал оценил потери Украины в миллионы человек 12:40, Новость Анатомия R&D: как устроены центры разработок российских компаний 12:32 Reuters назвал страну первого после переизбрания визита Путина 12:28, Новость Тренер «Авангарда» прокомментировал свое увольнение в разгар плей-офф КХЛ 12:27, Статья В НСПК отвергли собственные ограничения на работу карт «Мир» за границей 12:23, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 12:22, Онлайн У ВМФ сменился командующий 12:21, Статья Пространство выбора: как найти квартиру для себя или инвестиций 12:20
Газета
Чем грозит России решение Страсбургского суда
Газета № 139 (1914) (0108) //1943 Общество,
0

Чем грозит России решение Страсбургского суда

Фото: Из личного архива
Фото: Из личного архива

Исполнять решение ЕСПЧ о выплате бывшим акционерам ЮКОСа 1,87 млрд евро российские власти вряд ли станут. И это может привести к выходу нашей страны из Совета Европы.

Сегодня Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в 1,87 млрд евро. В 2011 году ЕСПЧ уже рассматривал это дело и решил, что власти России нарушили Европейскую конвенцию по правам человека в отношении нефтяной компании ЮКОС, а именно — право на собственность. Вопрос о сумме компенсации был отложен на более позднее время, и сейчас этот момент наступил.

Истцы просили присудить им сумму 98 млрд евро, и можно сказать, что суд удовлетворил это требование примерно на два процента. Но, несмотря на это, сумму компенсации можно считать беспрецедентной и даже исторической. Ни разу за все 65 лет существования Совета Европы Европейский суд не присуждал даже близкую к этому сумму. По делам против России общая компенсация за год, как правило, не превышала 3 млн евро. После реформы ЕСПЧ в 2011 году, когда суд получил право принимать решение сразу по группе однотипных дел (например, по жалобам бывших сотрудников правоохранительных органов), общая сумма компенсации несколько выросла (до 4—5 млн евро в год). Но по каждому конкретному иску заявители могли получить, как правило, не более нескольких десятков тысяч долларов.

Беспрецедентно это дело и в других отношениях. ЕСПЧ крайне редко и с явной неохотой рассматривает претензии юридических лиц, особенно коммерческих организаций, и особенно когда речь идет о налоговых или финансовых нарушениях. Главной своей задачей Европейский суд считает рассмотрение дел об индивидуальных правах, прежде всего о праве на жизнь, свободе от пыток и необоснованного ареста. И поэтому решение очень важно в политическом смысле: оно устанавливает, что речь идет не просто о деньгах — в отношении акционеров ЮКОСа власти РФ нарушили права человека.

Наконец, ЕСПЧ очень редко усматривает в делах о нарушении прав и свобод человека, предусмотренных конвенцией, политическую мотивацию. Власти некоторых государств, особенно России, часто обвиняют Европейский суд в политически мотивированных решениях. Это не так. Наоборот, даже когда внешним наблюдателям ясно, что дело было политически мотивировано, Европейский суд, к неудовольствию многих, этого не признает.

Трудно не увидеть связи между решением ЕСПЧ и недавним решением Гаагского арбитража, который присудил бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию на 50 млрд долл. Вполне может быть, что гаагское решение учитывалось при вынесении решения ЕСПЧ, поскольку речь идет в целом об одних и тех же вопросах, и, возможно, Страсбургский и Гаагский суды сотрудничали в ходе рассмотрения этих дел. Все-таки Европейский суд не арбитраж, он не рассматривает коммерческую деятельность, и с этой точки зрения логично, что вопрос основной суммы компенсации решался в Гааге.

В то же время не стоит придавать этому совпадению решений во времени слишком большое значение. Решение ЕСПЧ все равно должно было быть принято, поскольку суд установил факт нарушения конвенции еще три года назад. Остался только вопрос о сумме компенсации, а когда заявитель жалуется на нарушение права на собственность, суд не может ограничиться одним лишь выводом о том, что установлен факт нарушения.

Интереснее, впрочем, что будет происходить дальше. По установленной процедуре у российских властей есть три месяца на обжалование решения в большой палате ЕСПЧ. Учитывая, что судья от России не согласился с суммой компенсаций и выступил с особым мнением, а Минюст подверг решение критике, российские власти, конечно, будут пытаться оспорить сумму компенсации.

Теоретически если суд примет жалобу России к рассмотрению, дело может затянуться еще на некоторое время. Однако, по сложившейся практике, ЕСПЧ крайне редко удовлетворяет такие жалобы. Так что шансы российской стороны не только оспорить сумму, но хотя бы даже затянуть процесс не очень велики.

После вступления решения ЕСПЧ в силу у России будет полгода на то, чтобы совместно с комитетом министров Совета Европы определить, каким образом будет выплачиваться компенсация. Если обжалование окажется неудачным, это будет означать, что у российских властей есть время до 1 мая 2015 года. Если компенсация не будет выплачена до этого момента, это будет расценено как факт неисполнения Россией своих обязательств по конвенции. А это, в свою очередь, неминуемо приведет к постановке вопроса о членстве РФ в Совете Европы.

Конечно, изгнание России из Совета Европы или даже само обсуждение вопроса об этом слишком сильно ударит по имиджу Кремля и России в целом. Поэтому вполне вероятно, что российские власти начнут обсуждать вопрос о выходе или приостановке членства в Совете Европы по собственной инициативе.

Этому, разумеется, будет обеспечено информационное сопровождение в классическом для Кремля стиле. Уже сейчас звучат аргументы, что против России развернута война, что решения Гаагского и Страсбургского судов политически мотивированы, нацелены на то, чтобы подорвать экономику страны и разорить россиян. Учитывая данные последних социологических опросов, добиться поддержки общественного мнения по этому вопросу будет нетрудно, и мало кто из россиян расстроится в связи с выходом России из Совета Европы.

Кроме того, стоит напомнить, что в декабре 2013 года Конституционный суд России постановил: решения ЕСПЧ могут выноситься на рассмотрение КС. Если Конституционный суд установит, что решение ЕСПЧ противоречит Конституции, власти страны получат формальный повод его проигнорировать.

Однако даже если Россия пойдет на этот трюк, ответственность по уже вступившему в силу решению никуда не исчезнет. И даже в случае выхода РФ из Совета Европы российские власти будут обязаны исполнять решения Европейского суда — как уже принятые, так и те, что будут приниматься по уже направленным в ЕСПЧ искам россиян. Более того, россияне смогут обращаться в Европейский суд по правам человека с новыми жалобами — на нарушения, которые российские власти совершили и совершат до даты выхода из Совета Европы, за время действия конвенции. Невыплата же этих компенсаций станет просто еще одним основанием для наложения взысканий на государственное имущество РФ и государственных компаний, находящихся за рубежом.