Лента новостей
В Белгородской области силы ПВО сбили бесплотник 15:19, Новость Первые торги акциями «Европлана» на Мосбирже начались ростом на 22% 15:14, Статья Киркпатрик, Филлипс и другие — методы оценки пользы от обучения персонала 15:04, Статья UFC анонсировал бой лучших российских тяжеловесов без их согласия 14:55, Статья День на «Красном Октябре»: какой станет стрелка острова Балчуг 14:50 Эвакуировавшего 100 посетителей «Крокуса» подростка наградил муфтий 14:47, Статья Курьера из Таджикистана арестовали за оправдание теракта в «Крокусе» 14:42, Новость Порог беспошлинного ввоза посылок в Россию снизят до €200 14:42, Статья Подделка преследуется: как избежать контрафакта на маркетплейсах 14:40 ЦБ назвал три новые рискованные схемы на рынке ипотеки 14:37, Статья Цена Dogecoin сильно выросла впервые за три года. В чем причина 14:36, Статья Минобороны сообщило о групповом ударе «Кинжалами» по объектам на Украине 14:31, Статья В Шебекино снаряд попал в частный гараж 14:17, Новость России вернули тела 29 погибших бойцов 14:14, Статья Сквозное шифрование: что за технология и как используется в логистике 14:14, Статья Акции Reddit обвалились на 24% после четырехдневного ралли 14:12, Статья В России вернули мораторий на штрафы застройщикам: в чем риски дольщиков 14:09, Статья Мурашко сообщил о смерти пострадавшего в теракте в «Крокусе» 14:06, Статья
Газета
Преступление без наказания
Газета № 134 (1909) (2507) //1938 Общество,
0

Преступление без наказания

Как сбивали гражданские самолеты и кто понес за это ответственность
Фото: EPA
Фото: EPA

За всю историю гражданской авиации около двух десятков самолетов были намеренно или по ошибке сбиты ракетами или иным способом взорваны в воздухе, и только против Ливии после теракта над Локерби в 1988 году были введены серьезные санкции ООН и США. В большинстве остальных случаев преступления против гражданских самолетов оставались практически безнаказанными. Многие страны отделывались незначительными материальными выплатами семьям погибших, не утруждая себя официальными извинениями, а некоторые так и не признали свою вину. РБК предлагает вспомнить несколько подобных примеров.

1Рейс 402 El AL из Лондона в Тель-Авив, через Вену и Стамбул

Дата крушения: 27 июля 1955 года

Число жертв: 58 пассажиров и членов экипажа

Причина крушения: сбит болгарским истребителем МиГ-15

Вылетев из Вены, израильский самолет Lockheed L-049 Constellation отклонился от курса на пути к Стамбулу и залетел в воздушное пространство Болгарии. Болгарские «МиГи» вели его вплоть до самой границы с Грецией, где и сбили, не дав нарушителю покинуть небо страны. Впоследствии военные признали свою вину за гибель самолета, объяснив атаку тем, что израильский самолет отказался выполнять их требования и пытался уйти от преследования. Во времена холодной войны Болгария входила в Варшавский договор, в то время как Израиль был союзником США, однако международные последствия катастрофы были минимальны. Через восемь лет София согласилась выплатить Израилю в общей сложности 195 тыс. долл. (1,5 млн долл. по текущему курсу) в качестве компенсации за погибших. Родственникам жертв других национальностей также были выплачены компенсации.

2Рейс 114 Libyan Arab Airlines из Триполи в Каир через Бенгази

Дата крушения: 21 февраля 1973 года

Число жертв: 108 пассажиров и членов экипажа, пять человек выжили

Причина крушения: сбит израильскими истребителями

Вылетев из Бенгази в Каир, Boeing 727 попал в песчаную бурю и отклонился от курса. В результате самолет оказался над Синайским полуостровом, оккупированным в то время Израилем, чьи отношения с Египтом оставались крайне напряженными. Пилоты пассажирского лайнера и летчики израильских истребителей не смогли понять друг друга, и подбитый самолет потерпел крушение, пытаясь совершить экстренную посадку в пустыне. Действия Израиля осудила Международная организация гражданской авиации (ICAO, входит в структуру ООН), однако Совет Безопасности ООН отказался принимать резолюцию по поводу сбитого ливийского самолета; США воздержались от голосования в обоих случаях. Впоследствии военные власти Израиля признали свою ответственность, заявив, что инцидент произошел из‑за «ошибки в оценке ситуации», и согласились выплатить компенсации родственникам погибших. Однако большинство из них отказались от предложенных выплат, поскольку это означало бы «признание Израиля».

3Рейс 902 Korean Air Lines из Парижа в Сеул

Дата инцидента: 20 апреля 1978 года

Число жертв: два пассажира погибли, 107 человек выжили

Причина крушения: подбит советским истребителем Су-15 при нарушении границы

Южнокорейский Boeing 707, по одной из версий — из‑за нарушения навигационного оборудования, сильно отклонился от курса в районе северного магнитного полюса и пересек границу СССР. Самолет преследовали несколько советских истребителей, один из которых подбил его. После этого «Боинг» совершил вынужденную посадку на лед озера Корпиярви в Карелии. Из всех находившихся на борту два человека погибли, 13 получили ранения. Советский Союз не только не понес никакого наказания за инцидент, но и выставил Южной Корее счет в размере 10 тыс. долл. за содержание пассажиров (уход за ранеными и их пребывание на территории СССР). Также Москва арестовала командира корабля и штурмана, однако те полностью признали свою вину и были помилованы.

4Рейс 870 Aerolinee Itavia из Болоньи в Палермо

Дата крушения: 27 июня 1980 года

Число жертв: 81 человек, включая пассажиров и членов экипажа

Причина крушения: согласно официальной версии, был сбит французским истребителем

Катастрофа самолета McDonnell Douglas DC-9 в Тирренском море вызвала негодование итальянцев и получила в итальянской прессе название «массовое убийство над Устикой» (Strage di Ustica). Версии о крушении самолета долгое время скрывались; по одной из них, самолет был сбит в ходе воздушного боя между истребителями НАТО и Ливии, по другой — вину за катастрофу несли итальянские военные. В 2008 году суд частично обнародовал результаты расследования инцидента, после того как Франческо Коссига (был премьером страны в 1980 году) заявил, что лайнер был сбит французским военным самолетом. В июле 2008 года Италия направила президенту Франции иск о возмещении ущерба. В сентябре 2011 года суд в Палермо постановил выплатить 100 млн евро (137 млн долл.) родственникам погибших.

5Рейс 007 Korean Air Lines из Нью-Йорка в Сеул с дозаправкой в Анкоридже

Дата крушения: 1 сентября 1983 года

Число жертв: 269 пассажиров и членов экипажа

Причина крушения: сбит советским истребителем-перехватчиком Су-15

Самолет Korean Air Lines был сбит советским истребителем в районе острова Сахалин после двукратного нарушения границы СССР на пути из Анкориджа в Сеул. Родственники погибших в авиакатастрофе более 15 лет судились за право получить компенсационные выплаты. Однако происходило это в их «домашних» судах — США, Японии и др. (на борту находились граждане 16 стран). СССР никаких компенсаций не выплачивал и вообще вплоть до конца своего существования отказывался принять на себя ответственность за гибель самолета. Первоначально власти СССР утверждали, что не знают об инциденте, а затем заявили, что сбили шпионский, а не пассажирский лайнер. Полные данные о крушении были обнародованы только в 1992 году, уже после распада СССР, президентом России Борисом Ельциным.

6Рейс 655 Iran Air из Тегерана в Дубай

Дата крушения: 3 июля 1988 года

Число жертв: 290 пассажиров и членов экипажа

Причина крушения: сбит ракетой с крейсера США Vincennes

Пассажирский Airbus 300 был сбит ракетой с американского крейсера Vincennes в Персидском заливе во время ирано-ирак­ской войны, поскольку военные США по ошибке приняли авиалайнер за иранский истребитель F-14. В 1996 году правительство США согласилось выплатить Ирану компенсацию за 248 погибших из расчета 300 тыс. долл. на каждого трудоспособного человека и 150 тыс. долл. за каждого иждивенца (на борту сбитого лайнера находились 66 детей) — общая сумма составила 61,8 млн долл. (93,7 млн долл. по нынешнему курсу). Выплата компенсаций урегулировала судебное дело в Международном суде ООН, инициированное Ираном против США, хотя последние неоднократно заявляли, что компенсация за жертвы была односторонним и добровольным актом. Возмещать стоимость самолета Вашингтон отказался. Дело также рассматривалось Совбезом ООН в 1988 году, и занимавший тогда пост вице-президента США Джордж Буш-старший заявил, что «никогда не станет извиняться за США» и что ему все равно, «о чем там говорят факты».

7Рейс 103 Pan American World Airways из Франкфурта в Детройт через Лондон и Нью-Йорк

Дата крушения: 21 декабря 1988 года

Число жертв: 259 пассажиров и членов экипажа, 11 человек на земле

Причина крушения: теракт ливийских спецслужб

Самолет американской Pan Am Boeing 747 вылетел из лондонского аэропорта Хитроу и взорвался в небе над шотландским озером Локерби. Трехлетнее расследование пришло к выводу, что к организации теракта могли быть причастны сотрудник ливийских спецслужб Абдельбассет аль-Меграхи и глава службы безопасности Libyan Arab Airlines Аль Амин Халиф Фимах. Оба они были выданы Ливией для суда на нейтральной территории — в Нидерландах, но только в 1999 году, после семи лет действия санкций ООН против Ливии (Фимаха суд оправдал, а аль-Меграхи получил пожизненный срок, но позже был помилован). В 2003 году ливийский лидер полковник Муаммар Каддафи признал вину страны и согласился выплатить семьям погибших компенсации на общую сумму более 2,7 млрд долл. (около 10 млн долл. на каждую семью) в обмен на снятие всех санкций против Ливии со стороны США и ООН.

8Рейс 1812 авиакомпании «Сибирь» из Тель-Авива в Новосибирск

Дата крушения: 4 октября 2001 года

Число жертв: 78 пассажиров и членов экипажа

Причина крушения: сбит украинской ракетой в ходе учений

Официальная версия крушения российского Ту-154 над Черным морем так и не была установлена, поскольку не были обнаружены бортовые самописцы лайнера, однако считается, что самолет был сбит ракетой С-200 в ходе военных учений с участием украинских ПВО. В 2003 году Россия и Украина подписали договор «Об урегулирования претензий», по которому Украина согласилась выплатить родственникам погибших компенсации без признания юридической ответственности. В общей сложности семьи жертв получили около 15 млн долл. — по 200 тыс. долл. на человека. Однако авиакомпании «Сибирь» (на тот момент уже поменявшей название на S7 Airlines) не удалось получить компенсацию за потерянный самолет. Все украинские судебные инстанции отказались признавать вину украинских военных в гибели Ту-154. «Сибирь» заявляла о намерении обратиться за компенсацией в Европейский суд по правам человека, но так этого и не сделала.