Лента новостей
«Дети», «трикстеры», «воины», «хозяева»: кто ваши клиенты и что им нужно 10:17, Статья Binance перевела все активы страхового фонда в стейблкоин USDC 10:10, Статья В ФРГ задержали бывшего ополченца ДНР по подозрению в подготовке диверсий 10:09, Статья В Киргизии начали блокировать доступ к TikTok 10:07, Новость Ozon направит ₽12,5 млн на поддержку своих пунктов в Белгороде и Курске 10:05, Новость Число сделок с элитным жильем в Москве выросло на 20% в начале 2024 года 10:04, Статья В аэропорту Якутска столкнулись автомобиль и самолет 09:52, Новость Эти 10 «умных» технологий обещали изменить мир, но оказались фейками 09:52, Статья Кучеров первым из россиян отдал 100 голевых передач за сезон в НХЛ 09:50, Статья Мэр Воронежа сообщил о повреждении девяти домов при падении дрона 09:41, Статья В Москве отмечен резкий рост числа сделок с нежилыми помещениями 09:39, Статья Володин предложил всем странам принять закон об иноагентах 09:38, Новость 15 ключевых вопросов при заключении договора в Китае 09:30, Статья Коммерческим структурам запретят участвовать в экзаменах для мигрантов 09:21, Статья Страны G7 оставят активы России замороженными до возмещения ущерба Киеву 09:17, Новость Почему популярную видеоигру обвиняют в эксплуатации несовершеннолетних 09:14, Статья Эксперты предсказали «революцию зарплат» и конец дешевого труда в России 09:00, Статья В Орске возникли проблемы с водоснабжением из-за подтопления 08:55, Статья
Газета
Могут ли гибель Boeing в Донбассе признать военным преступлением
Газета № 132 (1907) (2307) //1936 Общество,
0

Могут ли гибель Boeing в Донбассе признать военным преступлением

Для международного расследования катастрофы самолета Malaysia Airlines недостаточно желания ЕС или США. Главное — сможет и захочет ли Украина выполнять условия такого расследования.

Крушение самолета авиакомпании Malaysia Airlines на востоке Украины вызывает больше вопросов, чем ответов. Основная версия киевских властей и Запада заключается в том, что Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, сбили ополченцы Донецкой народной республики ракетой класса «земля-воздух», приняв его за украинский транспортный самолет. Российское Минобороны заявило, что в районе Донецка находились батареи ПВО украинской армии, способные сбить малайзийский лайнер, и что перед катастрофой недалеко от Boeing пролетел штурмовик украинских ВВС. Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль) предварительно квалифицировала крушение как несчастный случай.

В мировой практике подобные трагедии уже были: истребители израильских ВВС сбили ливийский пассажирский самолет в 1973 году; лайнер авиакомпании Iran Air был сбит с крейсера ВМФ США в 1988 году; в 2001 году в результате попадания украинской ракеты потерпел крушение самолет авиакомпании «Сибирь». Во всех трех случаях выдвигалась версия о трагической случайности. Какой может быть юридическая оценка катастрофы под Донецком 17 июля?

Одна из возможных трактовок такова: при доказанности факта нападения на малайзийский самолет его крушение может быть признано военным преступлением.

Военные преступления перечислены в ч. 2 ст. 8 Римского статута — Устава Международного уголовного суда (некоторые называют его Гаагским трибуналом). Это первый постоянный международный орган уголовной юстиции, свою работу он фактически ведет с 2002 года. К военным преступлениям относятся умышленные нападения на гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях; умышленные нападения на гражданские объекты.

Международным расследованием военных преступлений занимается главный прокурор Гаагского трибунала. Чтобы международный суд мог начать расследование катастрофы в Донбассе, необходимо несколько условий.

Необходимо, чтобы крушение самолета могло быть признано военным преступлением и чтобы оно произошло во время ведения военных действий. Украина пока называет действия своих войск антитеррористической операцией. Обратиться с просьбой о расследовании должно государство — участник Римского статута. Украина им не является и для обращения в Международный уголовный суд должна будет либо ратифицировать статут, либо специальным заявлением признать юрисдикцию суда в отношении катастрофы. Также речь должна идти только об ответственности конкретных физических лиц, а не государств или иных образований вроде ДНР. Наконец, предполагаемые виновники преступления должны быть гражданами Украины, или должно быть установлено, что само деяние совершено на территории Украины.

Пока что Киев пригласил к расследованию падения самолета представителей Малайзии, Нидерландов, компанию Boeing, Международную организацию гражданской авиации (ICAO) и несколько европейских организаций. Независимого расследования потребовали канцлер Германии Ангела Меркель и генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Но пока приведенные выше условия не соблюдены, о международном уголовном расследовании дела говорить не приходится.

Стоит также отметить, что в соответствии с межправительственным соглашением о воздушном сообщении между Украиной и Малайзией за безопасность полетов над украинской территорией отвечает Киев. Тем не менее Украина не закрыла воздушное пространство над районом боевых действий, и оно продолжало использоваться гражданскими самолетами. Есть вопросы и к Евроконтролю, который закрыл воздушное пространство над Крымом довольно быстро после его включения в состав России (в начале апреля), но в отношении востока Украины такое решение было принято лишь после гибели почти трехсот человек.

Впрочем, политические последствия катастрофы 17 июля 2014 года могут затмить процесс поиска и привлечения к ответственности виновных в ней людей. Расследование ее причин серьезно повлияет не только на обстановку вокруг Украины, но и на ситуацию во всем мире.