Лента новостей
Стерлигов объявил о разводе с «еретичкой» и отлучении детей от наследства 22:18, Статья Столтенберг заявил, что страны НАТО не передали Киеву обещанную помощь 22:18, Статья Хуснуллин заявил о хорошем разговоре с Путиным и бизнесом на съезде РСПП 22:06, Новость Молодежная команда СКА во второй раз стала обладателем Кубка Харламова 21:57, Статья Может ли отставка премьера Испании привести к политическому кризису 21:50, Статья Bloomberg: ЕС запретит реэкспорт СПГ из России, но себе получать разрешит 21:44, Статья Песков заявил, что Путин и бизнес остались довольны съездом РСПП 21:30, Новость Экспертизы не подтвердили взрыв на Ту-154, в котором летел Качиньский 21:27, Новость В Батайске из-за конфликта ученика и учительницы приехали мэр и полиция 21:17, Статья ФИФА и УЕФА выразили обеспокоенность ситуацией в испанском футболе 21:15, Статья Синоптик предсказал появление ржавого дождя в Поволжье и на Среднем Урале 21:11, Новость Число жертв убийства в Херсонской области возросло до семи 21:02, Статья Австрия отказала России в участии в церемонии в Маутхаузене 20:50, Новость Тренер «Сочи» заявил об отравлении 14 футболистов перед игрой с «Ахматом» 20:48, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 20:29, Онлайн Суд удовлетворил иск ФНС к одному из юрлиц IKEA на ₽12,9 млрд 20:26, Статья «Крылья Советов» победили «Факел» благодаря голу в концовке 20:24, Статья Жителя Подмосковья в розыске задержали в Адлере с тушей дельфина 20:18, Новость
Газета
Поставят на счетчик
Газета № 174 (1949) (1909) //2680 Общество,
0

Поставят на счетчик

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress

Экспертная комиссия при Роскомнадзоре должна к октябрю разработать методику, как ведомству самостоятельно подсчитывать количество посетителей конкретных страниц в социальных сетях. Этого требует закон о блогерах, но таких инструментов сегодня на рынке нет.

Сложности пересчета

Так называемый закон о блогерах вступил в силу 1 августа. Блогером считается любая интернет-площадка, чья аудитория превышает 3 тыс. пользователей в сутки, и такой блогер фактически приравнивается к СМИ: он не может распространять недостоверную информацию, материться, призывать к экстремизму и т.п.

Роскомнадзор заносит блогеров в специальный реестр, если подтвердит, что такой сайт или его страницу читают более 3 тыс. человек в день. Ведомство может запросить статистику у самого блогера, площадок (например, у соцсетей «ВКонтакте» или Facebook) или использовать данные открытых счетчиков.

Для разбирательства споров, когда, к примеру, площадки отказываются раскрыть статистику или срывают сроки, при Роскомнадзоре создана экспертная комиссия, которую возглавил директор по связям с общественностью RU-Center Андрей Воробьев. В комиссию входят чиновники Роскомнадзора, подведомственного ему ФГУП «Главный радиочастотный центр» (в нем создан специальный департамент, который следит, как исполняется закон о блогерах), а также приглашенные эксперты: директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко, директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев, главред Roem.ru Юрий Синодов и др. Представителей Facebook, Google и «Яндекса» в числе приглашенных экспертов не было.

На втором заседании этой комиссии, которое состоялось 11 сентября, было решено: эксперты должны «разработать индивидуальную для каждого крупного организатора распространения информации в сети интернет методику альтернативного определения количества пользователей сайта или страницы сайта... в сутки». Речь идет прежде всего о зарубежных площадках, Twitter и Facebook, пояснил источник, знакомый с повесткой заседания. Зарубежные соцсети могут отказаться предоставить российским чиновникам данные по своим пользователям, а поставить на эти сайты счетчики невозможно.

Методики необходимо разработать к началу октября, говорит собеседник РБК. «Наработки» уже есть, но их должен одобрить Роскомнадзор как «правильно считающие», уточняет другой источник, близкий к комиссии. По его словам, для Facebook понадобится сложная методика подсчета – эта сеть «очень закрытая».

На откуп отрасли

В реестр блогеров уже попали несколько страниц зарубежных соцсетей – например, аккаунты в Facebook Матвея Алексеева и создателя счетчика LiveInternet Германа Клименко, страница в Twitter министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова. Но, поясняет пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, эти соцсети ведомству статистику не раскрывают. Позиция Twitter и Facebook такова: если ведомство просит их раскрыть посещаемость конкретного пользователя, сеть уведомляет об этом самого блогера, который и принимает решение, прислать ли данные в Роскомнадзор. Те авторы, которые уже попали в реестр, согласились дать статистику ведомству. Но не все пользователи идут на это. С некоторыми пользователями Twitter ведомство ведет переговоры, добавил Ампелонский.

До вступления в силу «закона о блогерах» чиновники говорили, что могут создать свой собственный счетчик. Ампелонский не исключает, что через несколько месяцев Роскомнадзор действительно займется этим: «Сейчас мы отдали решение этой их проблемы на откуп отрасли. Если она сможет урегулировать эти вопросы, то нужды в создании счетчика не будет».

Внешние силы бессильны

Среди возможных «альтернативных» систем подсчета источник, близкий к Роскомнадзору, называет сервис Openstat. Однако его создатель Леонид Филатов возражает: счетчик Openstat пользователь должен установить сам, а на страницу Twitter и Facebook его поставить нельзя. Поэтому если площадки не раскроют посещаемость сами, посчитать аудиторию их пользователей «легитимными способами» невозможно.

Извне можно оценить только «медийную силу блогеров» Facebook и Twitter, считает Игорь Ашманов, управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры» и основатель аналитической системы для соцмедиа «Крибрум». Под «медийной силой» Ашманов подразумевает количество пользователей, которые делают перепосты, ставят «лайки», оставляют комментарии и т.п. Такая активность позволяет определить, сколько людей в среднем увидели пост, и, если долго следить за пользователем, «гипотетически» можно понять, сколько людей прочтут его следующие посты.

В России, по словам Ашманова, есть только две подобные системы мониторинга социальных медиа: «Крибрум» и «Поиск по блогам» «Яндекса». При этом «Крибрум» может проанализировать далеко не все посты, а лишь те, к которым удается получить доступ. «Facebook – довольно закрытая система: из «ВКонтакте» можно вытащить все, а из Facebook – нет», – говорит Ашманов. «Крибрум» также может выделить активных пользователей Twitter – кто ставит «лайки», кто делает репосты и пр.

Аналитик РАЭК Карен Казарян перечислил несколько других систем мониторинга: Wobot, Socialbakers, YouScan, Brandspotter. Правда, Ашманов утверждает, что все остальные поставщики данных о соцсетях берут их из «Поиска по блогам», а он, как и «Крибрум», не дает точных данных о ежедневной аудитории, а может считаться лишь оценкой популярности блогера. Это подтверждают и в самом «Яндексе». В «Поиске по блогам» можно найти открытые посты пользователя и увидеть количество комментариев, это те же самые данные, которые можно посмотреть и на самих блогоплатформах, уточняет пресс-секретарь «Яндекса» Татьяна Комарова.

Из исследовательских компаний интернет-аудиторию сегодня измеряет TNS Russia. Ее директор по интернет-исследованиям Инесса Ишунькина уточняет, что компания может измерить аудиторию конкретных страниц соцсетей. Но чтобы эти данные были достоверными, в день у такой страницы должно быть около 9 тыс. уникальных пользователей. В минувшем августе в Twitter этот порог у российской аудитории превысила только одна страница – премьера Дмитрия Медведева. Во «ВКонтакте» зафиксировано несколько таких URL: сообщества MDK, «Игромания», ЁП.

TNS измеряет интернет-аудиторию по так называемой user-centric модели: на компьютер респондента устанавливается специальный софт, который отслеживает все его действия в сети. В исследовании задействованы около 50 тыс. респондентов, чье поведение экстраполируется на всех жителей России.

Представитель Facebook отказался от комментариев, в Twitter не ответили на запрос РБК.