Лента новостей
Несостоявшийся губернатор стал главой Росморречфлота 12:52, Статья Белорусских маркетологов обвинили в срыве плана по экспорту в Россию 12:51, Новость Гашек раскритиковал власти Словакии за играющих в КХЛ хоккеистов 12:43, Статья Цены на помещения с арендным бизнесом в Москве выросли на 10% за год 12:42, Статья В приложении Райффайзенбанка произошел сбой 12:40, Статья Манекен в онлайне: как fashion-ретейлеру кратно повысить продажи 12:29, Статья Сырский заявил о подготовке резервов для нового наступления 12:17, Новость «ВТБ Мои Инвестиции» включили в топ-10 акций «Позитив» и «Ростелеком» 12:17, Статья На «потом» не сдвинут: новостройки, которые сдадут раньше срока 12:11 Дети провалились в болото в центре подмосковного Солнечногорска. Видео 12:08, Новость Премьер Польши предупредил о предвоенном времени в Европе 12:06, Статья Какие частные компании прокуратура требует передать государству 12:04, Статья Гении-прокрастинаторы: как добиться результата от творческих сотрудников 12:00, Статья Эксперты допустили возможность досрочного выхода экс-главы FTX на свободу 12:00, Статья В России появился второй долларовый миллиардер из числа разработчиков ПО 11:56, Статья Жителя ЛНР задержали за сбор данных для разведки Украины 11:51, Новость Как сделать парник своими руками. Пошаговая инструкция 11:46 Сырский охарактеризовал причины отставки Залужного 11:46, Новость
Газета
Пересчитывая «Платона»
Газета № 216 (2233) (2411) Общество,
0

Пересчитывая «Платона»

Как дорожный сбор повлияет на инфляцию
Фото: Коммерсантъ
Фото: Коммерсантъ

Президент Сбербанка Герман Греф считает, что новый дорожный сбор — ошибка властей: из-за него цены в России вырастут на 1,5% в 2016 году. В правительстве есть люди, которые с этим согласны.

В понедельник Герман Греф раскритиковал введение платы для грузовиков. «Система взимания платы с фур за проезд по федеральным дорогам «Платон» введена в эксплуатацию с проектными ошибками», — заявил Греф, выступая на съезде «Опоры России». По его словам, сбои в работе системы начались «с самого первого шага», что отразится на логистике, строительстве и ассортименте товаров в магазинах. «В следующем году вклад в инфляцию этого изменения составит 1,5 п.п.», — считает глава Сбербанка. Текущий прогноз Sberbank CIB по инфляции в 2016 году составляет 7%.

Точка зрения банкира совпала с мнением предпринимателей, которые полагают, что сбор с большегрузов может добавить до 2,7 п.п. к инфляции в 2016 году. Транспортная составляющая в стоимости товара составляет от 3 до 70% в зависимости от географии доставки, типа продукции и ее стоимости, объяснял бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме на имя президента России Владимира Путина от 19 ноября (копия есть у РБК).

Новый сбор (сейчас — 1,53 руб. за 1 км) автоматически увеличивает транспортные издержки не менее чем на 5%, а планируемый в марте 2016 года рост тарифа до 3,06 руб. за 1 км — на 10,2%, пишет Титов. Ссылаясь на «оценку специалистов», он утверждает, что новый сбор может привести к увеличению текущего уровня инфляции на 2,7 п.п.

Бизнес-омбудсмен предложил перевести работу «Платона» в тестовый режим на год, поскольку, по его мнению, система оказалась не готова к работе.

Расхождения властей

В Банке России и Минфине опасений бизнеса не разделяют. «Полагаем, что влияние введения платы за пользование федеральными автодорогами многотонными грузовиками на динамику инфляции окажется несущественным и будет носить разовый характер», — сообщила пресс-служба ЦБ. Регулятор считает, что вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысит 0,1 п.п. и в текущем, и в следующем году. Влияние сбора на прирост цен на непродовольственные товары и услуги в Банке России оценивают еще ниже.

В Минфине тоже считают, что эффект дорожного сбора для потребительских цен будет пренебрежимо мал. «Учитывая совокупный оборот товаров и услуг, который есть в потребительской корзине, вклад в годовую инфляцию будет минимальным и вряд ли превысит 0,1 п.п.», — заявил заместитель министра финансов Максим Орешкин агентству ТАСС.

Однако согласия в том, как повлияет дорожный сбор на рост цен, нет и в самом правительстве. Минэкономразвития оценивает вклад нового сбора в инфляцию на уровне 1–2 п.п., сообщил РБК представитель ведомства (это близко к тому, что сказал Греф). Учитывая, что базовый официальный прогноз по инфляции в 2016 году составляет 6,4%, сбор может увеличить его почти на треть (если ориентироваться на вклад сбора в инфляцию в 2 п.п.).

Ранее об этом говорилось в заключении Минэкономразвития на проект постановления Минтранса, предполагающего снижение платы за проезд большегрузов. «Повышение затрат бизнеса на грузоперевозки приведет к росту цен на перевозимые товары. увеличение себестоимости готовой продукции оценивается субъектами предпринимательской деятельности до 3%», — говорится в документе.

«Десятые доли процента»

«Конечно, зависимость между повышением стоимости грузоперевозок и стоимостью продуктов на прилавках есть, но влияние этого фактора на инфляцию оценить довольно сложно», — говорит главный экономист Bank of America Merrill Lynch по России и СНГ Владимир Осаковский. По его словам, основной вклад в инфляцию сейчас вносит девальвация рубля. «Именно поэтому у нас инфляция сейчас 15%, а не 7–8%, как это обусловлено монетарными факторами», — отмечает он. По словам экономиста, основным фактором, сдерживающим рост инфляции, является падение потребительского спроса. «В условиях спада продаж возможности бизнеса переложить на граждан свои расходы ограничены», — добавляет Осаковский.

По мнению главного эксперта центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егора Сусина, новый дорожный сбор окажет минимальное влияние на инфляцию — «десятые доли процента». «С учетом того, как в стране считается показатель инфляции, его зависимость от роста цен на продовольствие не столь высока. Доля тарифов и роста цен на услуги более весома», — отмечает он. Так, вклад роста тарифов в инфляцию он оценивает в 2 п.п. «К тому же транспортная составляющая в расходах розничных сетей невелика, поэтому в росте цен на продукты она почти не участвует», — уверен Сусин.

Плату за проезд большегрузных автомобилей весом более 12 т по федеральным трассам ввели с 15 ноября. Расчет платы производится в специальной системе «Платон», созданной компанией «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС)  — это совместное предприятие Игоря Ротенберга и инвестиционного фонда «РТ-Инвест» («дочка» госкорпорации «Ростех»). Неоплаченный проезд или отсутствие счетчика будут наказываться штрафами как для водителей, так и для владельцев транспортных компаний.

Введение налога спровоцировало протесты дальнобойщиков в регионах, которые жалуются не только на сам сбор, но и на массовые сбои в системе. На прошлой неделе прошла вторая волна забастовок. Водители-дальнобойщики перекрывали улицы, устраивали «цепи протеста» вдоль трасс и пикетировали офисы системы «Платон». По подсчетам РБК, акции протеста прошли как минимум в 24 регионах.