Лента новостей
Еврокомиссия выделила Украине «жизненно важный» транш помощи 15:59, Новость Что известно о задержании замминистра обороны Тимура Иванова 15:58, Статья Адвокат Блиновской заявила, что блогер готова погасить ущерб по налогам 15:56, Статья «Юникредит» сообщил о проблемах с международными переводами юрлиц 15:55, Статья «А где же глава Кургана?»: Путин потерял мэра города 15:55, Новость Минобороны доложило о занятии более выгодных рубежей в ЛНР 15:54, Новость Стало известно о третьем подозреваемом по делу замглавы Минобороны 15:48, Статья Аналитики оценили рост цен на новостройки в Сочи в 2024 году 15:47, Статья Россиянин в Чехии попытался продать в Россию Mercedes и попал под суд 15:45, Новость Командира ВСУ заочно осудили за атаку на нефтебазу в Брянской области 15:41, Новость Что купить до конца весны: cписок главных автоновинок России 15:38, Статья Что известно об арестованном за взятку замминистра обороны Тимуре Иванове 15:38 «Че так мало-то?»: кадры с критикой Путина в адрес министра МЧС 15:35, Статья Индекс Hang Seng поднялся до максимального значения с ноября 2023 года 15:35, Статья Писеев вспомнил, как обвинившая Слуцкую фигуристка бегала голой по отелю 15:33, Статья Курс доллара впервые за 34 года превысил отметку 155 иен 15:28, Статья Российский теннисист проиграл на старте турнира серии «Мастерс» в Мадриде 15:25, Статья Лукашенко заявил о схожести ядерного оружия в Белоруссии и Европе 15:22, Новость
Газета
Внук Порше не нужен
Газета № 075 (2092) (2804) Общество,
0

Внук Порше не нужен

Почему глава наблюдательного совета Volkswagen Фердинанд Пиех покинул свой пост
Фото: Corbis
Фото: Corbis

25 апреля глава наблюдательного совета Volkswagen Фердинанд Пиех покинул свой пост. Его уход подводит черту под новой историей всемирно известного автоконцерна.

Тектонический сдвиг

В минувшую субботу Volkswagen (VW) покинул председатель ее наблюдательного совета, 77-летний Фердинанд Пиех. Внезапный уход топ-менеджера стал следствием поражения во внутрикорпоративной борьбе с действующим гендиректором концерна Мартином Винтеркорном.

Пиех оставил все свои посты в предприятии, отказавшись в том числе от статуса рядового члена наблюдательного совета компании. Входившая в набсовет жена Пиеха, Урсула, последовала примеру супруга. До избрания нового главы набсовета Volkswagen этот пост будет занимать заместитель Пиеха Бертольд Хюбер. В Германии наблюдательные советы контролируют работу правления компании, отвечающего за повседневную операционную деятельность, и назначают топ-менеджеров.

«Отставка Пиеха представляет собой тектонический сдвиг в управленческой структуре Volkswagen, за которым могут последовать радикальные изменения в операционной модели одного из крупнейших мировых автопроизводителей», — сказал Reuters Карл Брауэр, ведущий эксперт аналитической фирмы Kelley Blue Book.

Борьба с Винтеркорном

До этого момента влиятельному Пиеху без труда удавалось избавляться от своих оппонентов: в 2006 году по его настоянию компанию покинул предшественник Винтеркорна — Бернд Пишетсридер, считавшийся весьма эффективным управленцем, а в 2009 году он добился отставки главы Porsche Венделина Видекинга. Но на этот раз Пиех не нашел поддержки не только среди своих коллег, но даже среди своих родственников из автомобильной династии Porsche (владеют 51% голосующих акций VW через холдинговую компанию).

В середине апреля на президиуме наблюдательного совета компании двоюродный брат Пиеха Вольфганг Порше наряду с пятью другими членами совета заняли полярную Пиеху позицию. Представители земли Нижней Саксонии (собственники 20% голосующих акций концерна), где находится штаб-квартира компании, тоже выступили против него. Патриарху отказали в поддержке и члены правления от профсоюзов Volkswagen.

Пиех добивался отставки Винтеркорна, своего бывшего протеже, но последний не собирался добровольно сдавать свои позиции. С приходом Винтеркорна на пост главы концерна в 2007 году поставки автомобилей VW на мировой рынок выросли на 64%, до 10,1 млн единиц, а выручка — на 86%, до €202 млрд. Тем не менее Пиех, по данным источников в компании, критиковал Винтеркорна за скромные продажи в США, отсутствие прогресса в создании модели бюджетного автомобиля, а также за простой завода в Чаттануге (Техас).

По итогам заседания члены президиума поддержали гендиректора. «Члены исполнительного совета констатируют, что взаимное доверие, необходимое для успешного сотрудничества, иссякло. В связи с этим […] Фердинанд Пиех покидает пост председателя наблюдательного совета Volkswagen», — сообщил VW в субботнем пресс-релизе.

Внук Порше

Основные достижения Пиеха как автомобильного менеджера связаны с Volkswagen. Менеджер происходит из именитой семьи. Его дедом был Фердинанд Порше — основатель одноименной автомобильной марки Porsche, в довоенное время прославившийся работой над спортивными моделями Auto Union (позже марка будет известна как Audi), а также созданием прототипа «народного автомобиля» KdF-Wagen. После войны эта модель с незначительными изменениями станет Volkswagen Beetle («Жук»).

Путь Пиеха к должностям главы Volkswagen и ее председателя (главы наблюдательного совета) растянулся на десятилетия. Инженер по образованию, Пиех проявил себя сначала как инженер-разработчик Porsche. С его участием и под его руководством был создан целый ряд спортивных моделей, которые в 1960-х годах одержали много побед в знаменитых кузовных гонках, а также в популярных тогда чемпионатах Can-Am и Targa Florio. В 1971 году Пиех стал техническим директором Porsche.

Гигант Volkswagen

Однако дальнейшее карьерное продвижение Пиеха в Porsche столкнулось с препятствием. Семьи Порше и Пиехов, владевшие компанией, решили самоустраниться от непосредственного руководства. Пиеху в 1972 году пришлось перейти в Audi, где он сначала возглавил отдел разработок и специальных задач, а три года спустя стал членом правления.

При Пиехе Audi стала больше внимания уделять инженерной составляющей и активно участвовать в раллийных состязаниях. В 1988 году Пиех возглавил Audi, которая к тому времени пыталась продвигать свои автомобили в более высокий ценовой сегмент, ориентируясь на BMW и Mercedes Benz. Сам концерн переживал в 1980-х годах трансформацию, связанную с интеграцией брендов компании под крылом наиболее массового производителя, которым был сам Volkswagen.

Успех Audi позволил Пиеху с начала 1993 года возглавить уже весь Volkswagen. Перед ним стояла задача повысить прибыльность компании, в основном за счет снижения издержек. Глава компании решил эту задачу за счет унификации частей и так называемого платформенного решения. Вместо того чтобы разрабатывать для каждой марки концерна отдельную платформу, что требовало дополнительных затрат, Volkswagen предлагал в каждом классе одну или две ходовые части, которые затем получали соответствующий каждой марке дизайн и отделку салона. Правда, у этой стратегии находились и критики, которые были недовольны, что элементы эксклюзивного Bentley можно встретить на более массовой Audi.

Даже после своего ухода с поста главы наблюдательного совета Volkswage​n Пиех останется акционером компании и может на нее влиять. По данным Reuters, ему лично принадлежит 13,2% акций VW, которые оцениваются в €1,7 млрд.

Будущее без Пиеха

Однако пока уход Пиеха привел к росту энтузиазма инвесторов. Во время первой биржевой сессии после того, как стало известно о смене руководства Volkswagen, акции компании выросли на 4%. Опрошенные The Financial Times аналитики связывают оптимизм с надеждами инвесторов на большую стабильность внутри Volkswagen, а именно с отказом от дальнейших поглощений и концентрацией на повышении эффективности. Последнее может считаться особой шпилькой в адрес Пиеха, так как в 1993 году перед ним стояла такая же задача роста отдачи вложений.

Эксперты автомобильного рынка полагают, что уход Пиеха поможет Volkswagen лучше выступать на прибыльном североамериканском рынке, а также снимет препятствия для инвестиций концерна в новые технологии, прежде всего электромобили и автомобили без водителя.

Долгосрочной целью Volkswagen является выход на лидирующие позиции по количеству продаваемых автомобилей. Сейчас по этому показателю немецкая компания уступает Toyota. В 2014 году концерну удалось реализовать 10,14 млн автомобилей. Для сравнения, за тот же период было продано 10,23 млн машин Toyota и 9,92 млн General Motors — традиционного участника этого рейтинга.

При участии Ивана Ткачева