Лента новостей
Закрытый с февраля 2022 года аэропорт Элисты откроют для полетов 09:16, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 09:12, Онлайн На Украине арестовали министра агрополитики за махинации с землей 09:10, Статья Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть 09:03, Статья Какими будут новые Samsung Galaxy Z Fold 6 и Galaxy Z Flip 6 09:00, Статья «Дочка» «Газпрома» подала три иска к европейским компаниям 08:55, Статья В Британии «смахнули пыль» с плана на случай смерти Карла III 08:46, Статья Более 5,1 тыс. человек эвакуировали из-за паводка в Тюменской области 08:38, Новость Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением 08:27, Статья Более тысячи пассажиров застряли в аэропорту Норильска из-за тумана 08:17, Новость Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным 08:07, Статья В Северной Корее прошли испытания новой системы РСЗО 08:03, Новость ФНС решила обанкротить развивавшуюся ранее «Билайном» сеть «Ноу-хау» 08:01, Статья Аршавин оценил дерби «Спартака» против ЦСКА 08:00, Статья WSJ сообщил о новых санкционных рисках из-за закона США о помощи Украине 07:57, Статья Постпред России назвал «финальным аккордом» резолюцию ЕП о выборах 07:48, Новость Над Белгородской областью сбили два снаряда «Ольха» 07:42, Новость «Зенит» захотел выручить от будущего контракта с букмекером до ₽2 млрд 07:30, Статья
Газета
Цена важнее качества
Газета № 062 (2079) (0904) Общество,
0

Цена важнее качества

Россияне стали менее притязательными при покупках и выборе магазинов
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

В начале 2015 года россияне снова принялись копить деньги вместо того, чтоб проедать заначки, свидетельствует исследование Sberbank CIB. И впервые цена товаров для граждан стала важнее их качества.

Вера в рубль

Благодаря росту курса рубля россияне стали чувствовать себя увереннее — резкой девальвации теперь опасаются 38% потребителей против 45% в четвертом квартале 2014 года. Об этом свидетельствуют данные очередного исследования потребительского поведения среднего класса Sberbank CIB под названием «Потребительский индекс Ивановых» (о методике исследования см. справку).

Поверив в рубль, респонденты прекратили паниковать и проедать сбережения. В первом квартале 2015 года доля россиян, не имеющих сбережений, составила 37% (столько же в среднем их было и в 2014 году), но доля месячного дохода, откладываемого на черный день, выросла с 8,3% в четвертом квартале до 9,2%. В последние месяцы 2014  года, и особенно в декабре, потребители пытались сберечь свои накопления от девальвации и активно тратили накопления. В первом квартале 2015 года прирост вкладов физлиц в банках может составить 3%, заявлял 7 апреля на съезде АРБ заместитель председателя Банка России Василий Поздышев.

В ущерб качеству

Но экономический стресс все ​​​же отразился на потребительских привычках представителей среднего класса. Количество россиян, которые теперь считают цену главным фактором при совершении ежедневных покупок в первом квартале 2015 года, выросло до рекордных 75% (73% в четвертом квартале прошлого года), показало исследование Sberbank CIB.

Значимость высокого качества продуктов при совершении покупок, напротив, продолжила снижаться. За год число россиян, отметивших качество в числе важного фактора при совершении покупок, снизилось на 3 п.п., до 67% опрошенных. «Мы впервые наблюдаем, чтобы Ивановы поступились качеством в пользу меньшей цены продукции», — отмечают исследователи Sberbank CIB.

«Действительно, покупатели меньше внимания обращают на бренд и, по нашим данным, отдают приоритет товарам под собственной торговой маркой сетей, которые стоят дешевле брендированных», — говорит директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. Представитель ГК «Дикси» («Дикси», «Виктория») Екатерина Куманина также отмечает, что покупатели стали чаще выбирать товары под собственными торговыми марками — они дешевле товаров известных брендов минимум на 10%. «Мы отмечаем небольшое снижение спроса в категориях «гастрономия — бакалея — нон-фуд», при этом в категории овощей и фруктов спрос, наоборот, растет», — добавляет она.

«Мы продолжаем инвестировать в цены. Покупатели стали гораздо внимательнее относится к ним, отдавать предпочтение товарам под частными марками и активнее реагировать на акции», — подтверждает менеджер по региональным коммуникациям сети «Лента» Яна Могилева. По ее словам, сеть адаптировала предложение к изменившимся предпочтениям покупателей, в результате чего наблюдался рост продаж и трафика в январе—феврале 2015 года. За период с января 2014 года по январь 2015 года цены на полках магазинов компании в среднем выросли на 12,2%, отмечает она.

Непритязательность растет

Из-за резкого роста инфляции и падающих доходов респонденты Sberbank CIB стали обращать меньше внимания на расположение магазинов и уровень обслуживания. По данным Росстата, официальная инфляция за январь–март составила 7,4%, годовая достигла 16,9%.

Исследование Sberbank CIB показывает, что лояльность конкретной сети российские покупатели готовы променять на скидки в конкурирующем магазине. Аналитики отмечают, что впервые с начала проведения опроса увеличилось среднее количество торговых сетей, в которых респонденты делают покупки: если в четвертом квартале 2014 года оно составляло 2,3, то в первом квартале 2015 года выросло до 2,8. Несколько розничных сетей подтвердили авторам исследования, что количество покупателей, приходящих в магазины только за теми товарами, на которые есть скидки, увеличилось.

Впрочем, курсируют потребители в любом случае между магазинами крупнейших российских сетей, таких как «Магнит», «Пятерочка» (X5 Retail Group), «Лента», «Дикси». Sberbank CIB в прошлых выпусках исследования отмечал, что крупнейшие ретейлеры — «котирующиеся на бирже розничные сети» — смогут усилить свои позиции за счет перетока покупателей из магазинов несетевой розницы. В отличие от менее сильных торговых форматов они могут позволить себе сдерживать рост цен.

Промоакции есть во всех крупных сетях, но теперь их будет еще больше. «Ашан» инвестирует в цены, чтобы снизить уровень инфляции для покупателей, в большей степени это касается социальных товаров и товаров первой цены, говорит представитель сети. «Дикси» в этом году будет инвестировать в цены еще агрессивнее, подтверждает Куманина.