Лента новостей
Девятый арестованный по делу о теракте в «Крокусе» частично признал вину 17:54, Новость Военная операция на Украине. Главное 17:41, Статья Японский индекс Nikkei 225 показал рекордный прирост за год 17:40, Статья Суд арестовал новых фигурантов дела о теракте в «Крокусе». Фоторепортаж 17:37, Фотогалерея Нового фигуранта дела о теракте взяли у «Крокуса» за дерзкое поведение 17:33, Новость Какие российские компании используют нейросети и что это им дает 17:32, Статья Полноценная квартира, не за МКАД и доступная по цене: где найти такую 17:30 В Таиланде умер россиянин, впавший в кому после задержки рейса 17:25, Статья Главком ВСУ заявил о тяжелой ситуации на фронте 17:23, Статья В Москве арестовали девятого фигуранта дела о теракте в «Крокусе» 17:22, Статья Ротенберг подарит ₽1 млн пострадавшему в теракте 8-летнему хоккеисту 17:20, Статья Двойные налоги и низкие ставки: что сдерживает развитие фриланса в России 17:14, Статья Социальной рекламе пропишут алгоритмы 17:13 Более 50% французов назвали в соцопросе страну неготовой к Олимпиаде 17:04, Статья Сотрудника посольства Молдавии вышлют из России 17:03, Статья В Генштабе пообещали не направлять срочников в зону спецоперации 16:57, Новость Как отойти от дел и не потерять бизнес. Собираем совет директоров 16:53, Статья Муфтий наградил медалью спасавшего посетителей «Крокуса» подростка. Видео 16:48, Новость
Газета
WhatsApp подает голос
Газета № 062 (2079) (0904) Общество,
0

WhatsApp подает голос

Самый популярный мессенджер решил заменить сотовые звонки
Фото: Reuters
Фото: Reuters

Самый популярный мессенджер в мире WhatsApp готовится «похоронить» сотовую телефонию: в марте компания внедрила функцию интернет-звонков для пользователей Android, на очереди — обладатели iPhone и Windows Phone.

«Убийца» сотовой телефонии

Неделю назад WhatsApp, за которым уже закрепилось звание «убийцы SMS», внедрил функцию интернет-звонков для пользователей Android. На этой неделе служба поддержки WhatsApp подтвердила, что на подходе аналогичный релиз для обладателей iPhone и Windows Phone. С учетом растущей востребованности WhatsApp планы компании несут серьезную угрозу действующим сотовым операторам. На сегодня число активных пользователей самого популярного в мире мессенджера превышает 700 млн человек в месяц (обменивающихся более 30 млрд сообщений в сутки), и с учетом нынешних темпов роста к концу года оно перевалит за 1 млрд.

В отличие от других мессенджеров (WeChat, Kik и Facebook Messenger), стремящихся стать комплексными платформами за счет агрегации разноплановых функций (хостинг контента, бронирование, онлайн-заказы), WhatsApp остается верен своему коммуникационному назначению.

Но даже несмотря на ограниченный функционал, компания не спешила с запуском новой опции и пропустила «дедлайн», изначально установленный на второе полугодие 2014 года.

Все дело в том, что создать стабильную систему передачи голосовых сообщений (IP-телефония) гораздо сложнее, чем службу обмена мгновенными сообщениями (чат). Разработчикам приходится устранять различные проблемы, связанные с нестабильным соединением, которые хорошо известны пользователям Skype. В этих условиях основатели WhatsApp Ян Кум и Брайан Эктон предпочли сначала обеспечить надежность сервиса, пишет Forbes.

На сегодня функцию звонков WhatsApp для платформ Windows Phones и iOS уже протестировали около 20 млн мобильных абонентов в Германии, утверждает телеком-аналитик исследовательской компании Ovum Памела Кларк-Диксон, ссылаясь на источники, близкие к Facebook. Социальная сеть купила WhatsApp в 2014 году за $22 млрд.

Операторы теряют деньги

WhatsApp может повлиять на доходы мобильных операторов гораздо серьезнее, чем другие мессенджеры  — Line, Viber или даже Skype, так как они занимают меньшую долю на мобильных платформах, считает Памела Кларк-Диксон из Ovum.

По ее словам, это тревожная новость для таких телеком-компаний, как AT&T или Vodafone, по двум причинам. Экспансия WhatsApp совпадает с постепенной трансформацией отношений операторов и абонентов. Последние воспринимают операторов уже шире, чем прежде,  — не как провайдеров телекоммуникационных услуг, а уже как провайдеров услуг передачи данных.

И это будет стоить операторам выручки. Доходы от голосовых услуг падают у всех игроков рынка, по данным аналитика Ovum Стюарта Тейлора. Он прогнозирует, что в 2018 году впервые доходы от мобильной связи сократятся из-за таких сервисов, как WhatsApp, которые стимулируют абонентов переходить от использования операторских минут к передаче данных.

По оценке Ovum, в 2014 году пользователи WhatsApp уже сократили выручку мобильных операторов от SMS на $33 млрд (недополученная выручка). И это цифра растет  — по итогам 2015 года аналогичные потери операторов составят $54 млрд, а всего в период с 2012 по 2018 год из-за мессенджеров отрасль недосчитается $386 млрд, прогнозируют в Ovum.

В то время как глобальные доходы от мобильной передачи данных будут расти ежегодно на 8% и достигнут $586,4 млрд к 2019 году, выручка от голосовых услуг будет падать на 3% в год и снизится до $472,7 млрд за аналогичный период. Больше всего доходов от «голоса» потеряют Северная Америка и Западная Европа  — на эти регионы приходится почти 80% мирового падения доходов от голосовых услуг.

Американская компания Cisco прогнозирует, что с 2013 по 2018 год объем мобильного трафика увеличится в 11 раз, но при этом ARPU (средний чек для одного абонента в месяц) сократится, так как стоимость услуг передачи данных будет дешеветь. Это можно сравнить с посетителями McDonald’s, которые заказывают в десять раз больше, покупая при этом только картофель фри.

Голос в сетях LTE

Функция передачи голоса WhatsApp не обязательно станет катастрофой для операторов, если это повысит их доходы от передачи данных. Но Кларк-Диксон предупреждает: даже если доходы операторов от передачи данных увеличатся, они не сравнятся с выручкой в прежние годы.

T-Mobile и Verizon уже запустили услугу, которая позволяет совершать голосовые звонки на сетях LTE  — голосовой вызов трансформируется в передачу данных, это удваивает количество данных, которыми может воспользоваться клиент по той же цене. В России передачу голоса в сетях LTE протестировали в 2014 году операторы «большой тройки»  — МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом».

Сейчас они борются за лидерство в сегменте передачи данных. В конце января директор МТС в Москве и московском регионе Кирилл Дмитриев рассказал, что выручка оператора от передачи данных впервые превысит выручку от голосовых услуг в Москве по итогам 2015 года. По его словам, на начало года выручка от голосовых услуг всего на 20–25% превышала выручку от передачи данных. Мобильный интернет является драйвером роста выручки и для «ВымпелКома»  — оператор поставил задачу максимально популяризовать услуги в этом сегменте, говорила ранее РБК представитель компании Анна Айбашева.

Гендиректор «МегаФона» Иван Таврин заявил в интервью РБК, что в ближайшие годы мобильный интернет «станет центром всего». «Одно очевидно  — превалировать через 5–10 лет будет мобильный интернет, и голос будет идти через него. Будет время очень высоких скоростей, телефон будет центром информационных потоков всего, что связано с человеческими желаниями, привычками или потребностями»,  — рассказал Таврин.

Любой глобальный бесплатный сервис влияет на падение выручки оператора от голосовых услуг и SMS, сказал РБК создатель сервиса 4talk Сергей Кравцов. Сегодня покрытие мобильного интернета в столицах достаточно хорошее, для того чтобы пользоваться бесплатными сервисами для звонков, считает он. Операторы пока так и не придумали модели взаимодействия с мессенджерами, сетует эксперт. По словам Кравцова функция видеозвонков есть у многих сервисов, но ни один из них не извлекает из этого прибыль. Наиболее качественные звонки, по мнению эксперта, у сервиса Facetime от Apple. «Компания разрешает использовать его только на своих устройствах. Архитектура Facetime такова, что используются не только программные решения, но и аппаратные. Высокое качество видео достигается работой как программного обеспечения, так и самого телефона»,  — объяснил Кравцов.

Сегодня на рынке происходит сегментация мессенджеров, продолжает Кравцов. По его словам, глобальные игроки  — WhatsApp или Viber  — были куплены за большие деньги, но неизвестно, через какое время они окупятся, возможно, пройдет более 50 лет. Поэтому мессенджеры пытаются войти на рынок бизнеса и сделать решение для корпораций, считает он. Мессенджеры вроде Kik, WeChat, Facebook Messenger монетизируются стандартно  — продают стикеры, игры и другой развлекательный контент, знает Кравцов. Пока ни у одного массового продукта нет качественного решения для корпораций, но это то направление, в котором сервисы будут развиваться в ближайшие два года, считает эксперт.