Лента новостей
В Москве по делу об экстремизме арестовали журналистку Sota Vision 16:46, Статья Тренер Хаби Алонсо объявил о решении остаться в «Байере» 16:36, Статья МИД предупредил о перспективе Армении остаться «у разбитого корыта» 16:28, Новость В Путилково привезли еще обвиняемого по делу о теракте в «Крокусе». Видео 16:22, Новость Силовики пришли с обысками в криптообменник в «Москва-Сити» 16:22, Статья Окна в пол и угловое остекление: квартиры, где всегда много света 16:11 НКР присвоило АО «Банк Акцепт» кредитный рейтинг BBB-.ru 16:09 При атаке дрона на Белгород один человек погиб и двое пострадали 16:04, Статья Центробанк вышел в прибыль после шести лет убытков 16:03, Статья СК потребовал арестовать девятого фигуранта дела о теракте в «Крокусе» 16:02, Статья В «БКС Мир инвестиций» назвали 5 акций для активных трейдеров на апрель 15:58, Статья В Одессе прогремели взрывы 15:57, Статья Росздравнадзор ответил на статьи о дефиците сверхбыстрого инсулина 15:56, Новость Экс-главу МЧС Кузбасса освободили по делу о пожаре в «Зимней вишне» 15:47, Статья ЦБ продлил запрет для недружественных инвесторов на вывод денег за рубеж 15:37, Статья Клуб НХЛ объявил о переходе разорвавшего контракт с ЦСКА Федотова 15:36, Статья Хуснуллин заявил о продлении маршрутов МЦД до 11 регионов 15:32, Статья Средняя цена самых дорогих домов Подмосковья из топ-100 превысила $30 млн 15:27, Статья
Газета
АвтоВАЗ собирает детали
Газета № 049 (2066) (2303) Общество,
0

АвтоВАЗ собирает детали

Автозавод может выкупить бизнес своего крупнейшего поставщика
Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg

АвтоВАЗ может выкупить часть бизнеса своего крупнейшего поставщика автокомпонентов — холдинга ОАТ, среди владельцев которого — госкорпорация «Ростех». По вине ОАТ в октябре 2014 года четыре дня стоял сборочный конвейер Kalina и Granta.

Подготовка сделки

АвтоВАЗ может стать совладельцем ряда предприятий группы «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), рассказали РБК четыре источника, близких к готовящейся сделке. Соглашения о намерениях о сделке АвтоВАЗа и ОАТ планируют подписать в понедельник-вторник, говорят два источника РБК. Автопроизводителю может перейти 99% ЗАО «Мотор-Супер» (Тольятти), 40% ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» (ДААЗ, Ульяновская область), 25% ЗАО «Сердобский машиностроительный завод» (СМЗ, Пензенская область), 20% ОАО «ОСВАР» (Владимирская область), 15% «Росавтопласт» (Тольятти) и 10% «Вазинтерсервис» (ВИС, Тольятти), говорит один из собеседников РБК. Второй источник сообщил, что окончательная схема сделки пока не утверждена. На АвтоВАЗе на запрос РБК не ответили. Представитель «Ростеха» возможность сделки комментировать не стал.

ОАТ — крупнейший российский холдинг по производству автокомпонентов и крупнейший поставщик АвтоВАЗа. Под управлением группы находятся 13 предприятий в пяти регионах России. На них, по данным самой группы, изготавливается более 4 тыс. наименований деталей, которые стоят во всех моделях АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа, а также в автомобилях Nissan Almera, Teana, X-Trail, Renault Largus, Sandero и «КамАЗ». По данным СПАРК, выручка в 2013 году — 137,5 млрд руб., чистая прибыль — 56 млн руб.

Акционеры ОАТ не раскрываются. Источник, близкий к ОАТ, утверждает, что холдинг полностью подконтролен госкорпорации «Ростех». Представитель «Ростеха» подтвердил РБК, что госкорпорация через входящую в нее компанию «Оборонпром» владеет долей в ОАТ, но размер этой доли не назвал.

По информации одного из собеседников РБК, знакомых с деталями готовящейся сделки, в собственность АвтоВАЗа также может перейти 100% совместного предприятия CIMOS-ZKS, учредителями которого являются тольяттинское ООО «Завод климатических систем» (ЗКС, пять лет назад на него приходилось около 70% поставок кондиционеров АвтоВАЗу) и словенская компания СIMOS d.d. Получить комментарии в CIMOS-ZKS не удалось: на телефонные звонки и письма не отвечали. В СIMOS d.d. на запрос не ответили. По данным СПАРК, в 2014 году 100% CIMOS-ZKS принадлежало кипрской Lada International.

Источники РБК говорят, что сделка неденежная: АвтоВАЗ получит актив через внесение в уставный капитал компаний, входящих в ОАТ, принадлежащего автозаводу оборудования, которое сейчас находится у этих компаний в аренде. Также в счет сделки может пойти заем, который АвтоВАЗ предоставил ОАТ на пополнение оборотного капитала в конце 2014 года — это около 2 млрд руб., полагает один из собеседников.

В пятницу заявление на увольнение написали гендиректор ОАТ Михаил Кучинский, почти все его заместители и несколько менеджеров, в том числе пресс-секретарь. Команда Кучинского была против управления ОАТ совместно с АвтоВАЗом, рассказали собеседники РБК.

Инициатива «Ростехнологий»

ОАТ был создан «Ростехом» (владеет 32,87% Alliance Rostec Auto, которой принадлежит 74,51% капитала АвтоВАЗа) в 2008 году для объединения крупнейших поставщиков АвтоВАЗа, КамАЗа и других автопроизводителей страны. Крупнейшим производителем автокомпонентов в России ОАТ стал только в 2010 году, когда завершил приобретение активов самарской группы СОК, в прошлом контролировавшей порядка 35% поставок АвтоВАЗа. Сумма сделки тогда оценивалась в $150–200 млн.

СОК был вынужден продать свой автокомпонентный бизнес вскоре после того, как в 2009 сорвал график поставок на АвтоВАЗ. Но переход поставщиков автозавода под контроль государства не решил проблему. Так, в октябре прошлого года ОАТ поднял цены на автокомплектующие и сорвал график поставок, из-за чего четыре дня простаивало производство автомобилей Kalina и Granta. Кроме того, это привело к недокомплекту при сборке 10 тыс. машин. Одной из причин, по которой АвтоВАЗ решил выкупить поставщика, стала необходимость избежать подобных проблем в будущем, рассказывают собеседники РБК.

Переговоры о покупке ОАТ АвтоВАЗ ведет с конца прошлого года, об этом РБК рассказывали несколько топ-менеджеров тольяттинского автозавода и его поставщика. Возможность покупки холдинга автозавод рассматривал еще в 2010 году, вскоре после того как он выкупил автокомпонентный бизнес группы СОК. АвтоВАЗ даже получил разрешение на проведение этой сделки в ФАС, но по неизвестным причинам она так и не состоялась.

Исторически автокомпонентный бизнес СОК был сформирован на базе бывших активов АвтоВАЗа, в частности «Мотор-супер», ДААЗ и ВИС, которые были выделены из автозавода в самостоятельные структуры еще при бывшем основном владельце и председателе совета директоров автозавода Владимире Каданникове. Оборудование при этом оставалось в собственности АвтоВАЗа и сдавалось СОК в аренду. По такой же схеме автокомпоненты производились и на СМЗ, ОСВАРе и «Росавтопласте», говорят два собеседника РБК. По их словам, АвтоВАЗ разрывает договоры аренды и обменивает их на долю в предприятиях.

Вернуть АвтоВАЗу активы, ранее выведенные с его баланса, — идея президента автозавода Бу Андерссона (вступил в должность в январе 2014 года). До сих пор компания вернула только одно предприятие: в ноябре 2014 года АвтоВАЗ выкупил у «Ростеха» ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ). Сумма и детали сделки не разглашались.