Лента новостей
Bloomberg узнал о желании Макрона найти замену фон дер Ляйен 17:51, Новость В Московской области объявили «желтый» уровень погодной опасности 17:51, Новость «Дочка» РЖД запустит поезд с вагоном-спа и сауной 17:45, Новость Turkish Airlines предложила россиянам аннулировать билеты в Мексику 17:44, Статья Посольство узнало условия возвращения моряка с задержанного Ираном судна 17:33, Новость Адвокат раскрыл суть обвинений против замглавы Минобороны Иванова 17:29, Статья Полиция задержала в Иваново мужчину, угрожавшего прохожим пистолетом 17:26, Новость Беглов показал видео с проектом станции ВСМ в Петербурге 17:20, Новость Тяжесть в ногах из-за варикоза: когда нужна операция 17:15, Статья Запуск спотовых ETF на базе Ethereum снова отложат. Что изменилось 17:09, Статья Разбит автобус, четверо пострадали: в центре Лондона сбежали две лошади 17:08, Новость 300 украинцев заблокировали паспортный сервис в Варшаве 17:06, Статья «РИА Новости» узнало о проверке контракта мужа Блиновской с Минобороны 17:05, Новость Средний сын Цзю одержал девятую подряд победу на профессиональном ринге 16:55, Статья Рынок металлов готов к взлету цен. Что ждать от акций российских компаний 16:47, Статья Экс-футболист МЮ Карлос Тевес попал в больницу с болями в груди 16:42, Статья Настоятеля Святогорской лавры обвинили в передаче данных о позициях ВСУ 16:35, Статья Компенсации пострадавшим от катастроф в России будут проиндексированы 16:28, Новость
Газета
«Ашан» выходит в Таджикистан
Газета № 015 (2032) (3001) Общество,
0

«Ашан» выходит в Таджикистан

Российское подразделение торговой сети открывает первую франшизу в СНГ
Фото: Даниил Томилов/РБК
Фото: Даниил Томилов/РБК

Российская «дочка» французского ретейлера Auchan объявила о заключении договора с франчайзи, который откроет гипермаркет в Таджикистане. ЕБРР стал совладельцем проекта и предоставил на строительство €5 млн

Французы в Душанбе

Открывать гипермаркеты «Ашан» в Таджикистане по лицензии будет давний партнер французского ретейлера – компания Schiever, франчайзи во Франции и Польше. Первый гипермаркет с торговой площадью 5 тыс. кв. м откроется уже в 2015 году в таджикской столице Душанбе. Это будет первый магазин такого формата в истории республики, где значительная доля торговли до сих пор приходится на открытые розничные рынки и небольшие магазины. «В случае успеха предприятия в течение пяти лет будут открыты по франшизе еще несколько гипермаркетов» в стране, говорится в сообщении «Ашан Россия». Условия франшизы, в том числе стоимость, не раскрываются.

По словам исполнительного директора Российской ассоциации франчайзинга Юрия Михайличенко, роялти может составить порядка 3–7% от выручки. Если говорить вообще о крупных компаниях, то, например, входная франшиза на страну от McDonald’s составляет порядка $2 млн, утверждает он.

Еще в мае 2014-го таджикские СМИ со ссылкой на главу администрации Согдийской области (находится на севере Таджикистана, на границе с Узбекистаном) Абдурахмона Кодири, сообщили, что чиновник провел успешные переговоры с представителями совета директоров Auchan. Тогда речь шла о строительстве гипермаркета в областном городе Худжанда, а также о поставках таджикской сельхозпродукции в магазины ретейлера, расположенных в других странах.

Кредит на строительство первого гипермаркета предоставил Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Банк выделил €5 млн непосредственно на возведение здания, получил миноритарный пакет в компании-франчайзи «Шивер-Таджикистан» и обещал предоставить долгосрочную кредитную линию для дальнейшего развития на этом рынке. По словам президента ЕБРР Сумы Чакрабарти, этот проект станет крупнейшей корпоративной инвестицией банка в среднеазиатской стране.

Часть продукции в таджикские магазины будет завозиться из России, со склада «Ашана» в Новосибирске. Главным образом это будут собственные торговые марки (СТМ) ретейлера. По словам директора по франшизе «Ашан Россия» Эммануэля Тезье, сейчас в ассортименте российских магазинов группы – более 2,5 тыс. выпущенных в России СТМ-товаров. «Также мы разослали письма нашим поставщикам с предложением по сотрудничеству в Таджикистане», – рассказал Тезье.

В пресс-службе «Ашан Россия» заявили, что запуск проекта в Средней Азии не означает, что компания ищет альтернативные России рынки для дальнейшего развития. «Приоритетом остается развитие в России. Сегодня компания представлена в 30 городах, и мы планируем дальнейшее расширение», – заявила РБК представитель компании Мария Курносова.

Рынок по соседству

В рейтинге Doing business (оценивает привлекательность страны для ведения предпринимательской деятельности на основе 11 индикаторов), составленном Всемирным банком, Таджикистан в 2014 году занял 166-е место в списке 189 стран – худшее место среди всех государств СНГ. В исследовании Deutsche Bank, посвященном экономикам стран СНГ, Таджикистан называется «беднейшей страной бывшего СССР». «Страна является крупнейшим в мире получателем денежных переводов, – отмечается в исследовании. – Денежные переводы, приходящие в Таджикистан, эквивалентны 50% ВВП страны. В случае ухудшения экономической ситуации в России, где работают много таджикских граждан, есть риск сокращения этих денежных поступлений и снижения доходов населения».

«Еще недавно рынок в странах, подобных Таджикистану, был не очень привлекателен с маркетинговой точки зрения для глобальных компаний, однако после падения рубля и последних событий в экономике он стал гораздо более интересным для них», – предполагает Михайличенко. «Таджикистан – не такой большой рынок сбыта, но сейчас, когда рубль девальвируется и продажи внутри страны падают, выход на новые рынки особенно привлекателен», – согласен гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Ранее из российских ретейлеров только «Техносила» пробовала выходить на таджикский рынок через франшизу. В 2007 году партнер российского торговца бытовой техникой и электроникой отрыл магазин «Техносила» в Душанбе – он работает до сих пор. На запрос РБК пресс-служба «Техносилы» не ответила.

Обычно крупные транснациональные компании, выходя на новый рынок, предоставляют своим «дочкам» или владельцам франшиз лицензии не на одну страну, а на целый регион, говорит Михайличенко: Россия обычно входит в группу «Россия и СНГ» или «Восточная Европа и СНГ».