Лента новостей
Попросившего убежище в Белоруссии польского судью уволили с должности 02:01, Новость Собянин сообщил об уничтожении летевшего к Москве беспилотника 01:51, Статья Израиль прошел в финал «Евровидения», несмотря на требования о бойкоте 01:41, Статья Лукашенко заявил, что «ни доллар, ни евро никому не нужны» 01:30, Новость Путин поблагодарил президента Лаоса за передачу России танков Т-34 01:19, Новость Словакия сообщила о росте числа незаконно пересекающих границу украинцев 00:53, Статья Захарова ответила на слова Туска о военных специалистах НАТО на Украине 00:38, Новость В Белгороде объявили ракетную опасность 00:26, Статья ПВО отбила атаку на Мариуполь 00:16, Статья В Киеве ограничили подачу электричества промышленным предприятиям 00:05, Статья «Байер» побил рекорд по матчам без поражений и вышел в финал Лиги Европы 00:01, Статья Прервет ли «Зенит» безвыигрышную серию в матче с ЦСКА. Интриги тура РПЛ 00:00, Статья Минобороны заявило о блокировке колонны с шестью БМП Bradley в Сирии 09 мая, 23:56, Новость «Аталанта» Миранчука впервые в истории вышла в финал еврокубка 09 мая, 23:56, Статья Верховный шаман России поздравил россиян с Днем Победы 09 мая, 23:46, Новость Германия купит у США три РСЗО HIMARS для Украины 09 мая, 23:31, Новость США заявили о пресечении несанкционированного доступа России к Starlink 09 мая, 23:17, Статья В Курской области объявили опасность атаки дронов 09 мая, 23:02, Новость
Газета
Кризис важнее Донбасса
Газета № 239 (2014) (2312) //3587 Общество,
0

Кризис важнее Донбасса

Россияне пересмотрели приоритеты
Фото: Мария Ионова-Грибина
Фото: Мария Ионова-Грибина

Россияне ощутили экономический кризис, свидетельствуют опросы, проведенные GfK и Synovate Comcon. Рост цен и девальвация рубля в четвертом квартале впервые за последние месяцы оказались для них более значимыми, чем военные действия на Украине. Растущий потребительский пессимизм обрушит розничные продажи в марте–июне 2015 года, прогнозирует GfK.

Индекс потребительских настроений россиян в четвертом квартале 2014 года снизился на 7 п.п., до 95 пунктов, – таковы данные традиционного исследования «Индекс потребительских настроений и обзор изменений потребительского поведения россиян», которое с 1996 года проводит Международный институт маркетинговых и социальных исследований GfK. Это падение не является рекордом: исследователи отмечают, что в ходе кризиса 2008–2009 годов индекс рухнул на 31 пункт.

Тем не менее исследователи предсказывают обрушение продаж: «Исследования GfK в предыдущий кризис показали, что падение продаж на рынке товаров повседневного спроса произошло через пять-шесть месяцев после спада в настроениях. Можно предположить, что сегодняшняя неуверенность потребителей проявится на продажах с марта по июнь 2015 года».

Представитель X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка») Владимир Русанов сообщил РБК, что компания уже начала готовиться к тому, что в следующем году потребитель будет очень чувствителен к цене. «Конечно, многое зависит от макро­экономического климата, пока мы не замечаем массового перетока из наших других форматов в дискаунтер «Пятерочка» и не можем утверждать, что он вообще будет», – рассказывает Русанов. Но, по его словам, сейчас сети супермаркетов «Перекресток» и гипермаркетов «Карусель» учитывают в своей стратегии опыт прошлых лет, когда лучше всего себя чувствовал низкоценовой формат.

«Из-за девальвации рубля и роста инфляции изменение покупательной способности россиян неминуемо. При этом потребителю нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям и изменить привычки потребления. Сначала происходит «кризис в головах», что мы и наблюдаем прямо сейчас, – рассуждает заместитель генерального директора Gfk Rus Марина Безуглова. – У игроков российского рынка пока есть время, чтобы мобилизоваться и дать ответ на новые нужды потребителей».

Российские потребители намереваются экономить – это подтвержд​ает и опрос Synovate Comcon. Почти половина респондентов заявили, что начиная с ноября из-за кризиса они начали активно экономить на всех потребительских категориях. 49% экономически активного населения крупных городов стали экономить на товарах длительного пользования, 42% урезали расходы на услуги, 39% – на продукты питания. Во всех этих категориях число экономящих граждан выросло по сравнению с данными третьего квартала 2014 года на 3–7 п.п.

В ноябрьском опросе внутренние экономические проблемы впервые попали в топ-3 актуальных. Главной темой последнего месяца стало резкое падение курса рубля (так считают 75% опрошенных), второй – война на Украине (67%), третьей – экономический кризис в России (59%). В третьем квартале топ-3 выглядел так: вой­на на Украине (82%), российские продовольственные контрсанкции (59%) и санкции в отношении России (55%).