Лента новостей
Эрдоган подтвердил договоренность о визите Путина в Турцию 00:59, Новость На митинге против закона об иноагентах в Тбилиси задержали 11 человек 00:32, Новость Экс-полицейского обвинили в получении рекордной взятки в 5 млрд руб. 00:27, Статья «Барселона» после удалений игрока и тренера уступила ПСЖ и вылетела из ЛЧ 00:09, Статья Чем примечательны парламентские выборы в Хорватии 00:00, Новость Бизнес попросил смягчить требования к транспорту и одежде курьеров Москвы 00:00, Статья Биржа предложила освободить торги газом от уплаты дополнительного НДПИ 00:00, Статья Франция отозвала посла из Азербайджана для консультаций 00:00, Новость В России заблокировали сайты Amazon Web Services и GoDaddy 16 апр, 23:48, Статья В ООН заявили об отсутствии возможности найти виновных в атаках на ЗАЭС 16 апр, 23:40, Новость США отказались брать на себя «боевую роль» в конфликте России и Украины 16 апр, 23:12, Статья В Пентагоне допустили захват Тайваня Китаем в случае поражения Украины 16 апр, 23:07, Новость The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана 16 апр, 22:34, Статья Бракоразводный процесс между Лерчек и ее мужем приостановили до лета 16 апр, 22:27, Статья Байден продлил запрет на прием связанных с Россией судов в портах США 16 апр, 22:21, Новость В США заявили о подготовке КНДР к запуску второго спутника-шпиона 16 апр, 22:13, Статья Жителей пяти деревень в Тюменской области призвали эвакуироваться 16 апр, 22:08, Новость «Топит всё, везде». Очевидцы рассказали о последствиях дождей в Дубае 16 апр, 22:04, Статья
Газета
Взлет и посадка UTair
Газета № 220 (1995) (2611) //3285 Общество,
0

Взлет и посадка UTair

Как третья авиакомпания России дошла до технического дефолта пооблигациям
Фото: Transport Photo Images
Фото: Transport Photo Images

UTair, третья по объемам пассажиропотока авиакомпания в стране, переживает не лучшие времена. В середине года стало известно о финансовых трудностях перевозчика, а в ноябре компания допустила технический дефолт по облигациям. На прошлой неделе UTair заявила, что не смогла исполнить обязательства по оферте на 2,7 млрд руб. из-за «отсутствия денежных средств в необходимом объеме».

До 4 декабря компания с помощью консультанта – Раффайзенбанка – должна расплатиться по оферте и подготовить варианты реструктуризации долга. Пока же претензии к перевозчику оформляют его кредиторы и контрагенты. На этой неделе в суд подал и Альфа-банк с требованием взыскать с авиакомпании 11 млн руб. Иск на 604 млн руб. к UTair предъявил и банк «Балтийское финансовое агентство». Аэропорты Ростова-на-Дону, Ханты-Мансийска и Нягани требуют с компании в общей сложности более 62  млн руб. «Газпром Авиа» обратилась в суд с тремя исками о взыскании с UTair около 130 млн руб.

Слишком быстрый взлет

UTair – едва ли не самая быстрорастущая авиакомпания России, с 2002 года пассажирские перевозки UTair выросли в восемь раз – до 8,1 млн пассажиров в 2013 году. За девять месяцев этого года она увеличила перевозки на 14,6%, до 6,9 млн пассажиров.

Последние годы перевозчик активно обновлял свой парк: в 2002 году он состоял только из отечественных Ту-134, Ту-154, Як-40, а сейчас большая часть флота – самолеты Boeing, Airbus и ATR. В этом году UTair собиралась получить 22 новых самолета, больше, чем какая-либо другая российская авиакомпания. Среди них и Sukhoj Superjet-100, и Airbus A321, и Boeing 737-800NG, и Boeing 737-900NG. К 2016 году авиакомпания планировала пополнить парк еще 46 самолетами и 96 вертолетами. «Активное обновление парка позволит нам в 2020 году стать компанией с самым молодым и современным воздушным флотом в России», – говорил гендиректор компании UTair Андрей Мартиросов в 2013 году на встрече с инвесторами.

Но из-за роста лизинговых платежей планы пришлось поменять. Валютные колебания сказались на лизинговых платежах за воздушные суда, которые подскочили минимум на 30% в рублевом эквиваленте, говорит менеджер одной из авиакомпаний. В 2012 году, судя по отчетности по МСФО, авиакомпания платила за лизинг около 8,8 млрд руб. в год, а за девять месяцев 2014 года эти затраты превысили уже 8,5 млрд руб. В результате UTair пришлось вести переговоры с Airbus и Boeing о переносе поставок самолетов. Речь идет о контрактах на 20 воздушных судов Airbus А321, восемь из которых уже поставлено в 2013–2014 годах, и контракте на 40 лайнеров Boeing 737-800/900 NG, шесть из которых поставлено в 2013–2014 годах. Мартиросов подтвердил РБК, что поставки перенесены на более поздний срок, однако деталей не уточнил. Airbus и Boeing результаты переговоров с партнерами не комментируют.

Во вторник, 25 ноября, стало известно, что дочерняя компания «ЮТэйр-Украина» собирается вернуть весь свой региональный флот из пяти новых самолетов АТR-72 на завод в Тулузу. Гендиректор авиаперевозчика Анатолий Бенца на пресс-конференции в Киеве объяснил это спадом на украинском рынке авиаперевозок.

Рыночная турбулентность

Согласно отчетности UTair по РСБУ, дела компании идут не так уж и плохо: за первые девять месяцев этого года выручка выросла на 12%, до 54,9 млрд руб., а операционная прибыль составила 2 млрд руб., тогда как год назад был убыток почти в 400 млн руб. По словам аналитика Газпромбанка Михаила Ганелина, операционная прибыль компании в этом году оказалась самой высокой за пять лет.

Но и рост долговой нагрузки дал знать о себе: в январе–сентябре 2014  года процентные платежи выросли почти вдвое – до 5,16 млрд руб. с 2,79  млрд годом ранее. В десятки раз вырос долг – с 2,2 млрд руб. в 2002 году до 93,3 млрд руб. на 30 июня 2013 года (позже компания не публиковала отчетность по МСФО). Из негативных факторов компания отмечает сокращение на 11% (до 3,2 млрд руб.) доходов от сотрудничества с ООН, а также выручки от пассажирских перевозок по России. Еще в апреле замминистра транспорта Валерий Окулов прогнозировал, что из-за снижения темпов роста авиаперевозок компании вынуждены вступать в ценовую конкуренцию.

Неприятности доставил и кризис на туристическом рынке: из-за снижения турпотока по ряду популярных направлений летом рухнули сразу несколько крупных туроператоров. С одним из них – компанией «Южный Крест» – сейчас судится UTair. Долг туроператора перед компанией – около 400 млн руб. (перевозчик требует в суде 306 млн руб.), говорила агентству РИА Новости пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.

«Импульс» и ANEX

UTair начала подготовку к трудным временам еще в середине года. В июле Андрей Мартиросов заявил о старте программы по снижению издержек – «Импульс», которая позволит компании сэкономить до 5 млрд руб. в год. UTair объявила о сокращении 20% рейсов и 10% персонала в 2014–2015 годах. Эти меры уже дали эффект: судя по квартальной отчетности UTair за девять месяцев, объем краткосрочного долга немного снизился за последние три месяца – с 57 млрд до 46,5 млрд руб.

Кроме того, руководство UTair меняет структуру компании. В отдельные бизнесы будут выделены вертолетные услуги, техническое обслуживание самолетов и регулярные перевозки. По словам представителя авиакомпании, новая структура обеспечит гибкость управления вертолетным и пассажирским сегментами, что повысит стоимости каждого направления.

Среди необходимых мер – передача чартерного бизнеса в дочернюю «Катэкавиа». «Мы решили этот продукт сепарировать, и ANEX Tour [партнер по программе чартерных перевозок] это поддержал», – отмечал Мартиросов в разговоре с корреспондентом РБК. Директор департамента авиаперевозок туроператора ANEX Tour Танер Кара заявил РБК, что UTair остается стратегическим партнером авиакомпании.

Роль «Сургутнефтегаза»

Еще один вариант выхода из кризиса – помощь основного акционера компании – НПФ «Сургутнефтегаз» (владеет более 60% акций). О том, что возможность такой поддержки очень вероятна, говорил РБК высокопоставленный чиновник в правительстве. В июне акционеры UTair одобрили допэмиссию на 13,8 млрд руб. Акции должны быть размещены по закрытой подписке в пользу пенсионного фонда, его дочернего общества – ЗАО «АК-инвест», а также ООО «РЕ-авиа» – структуры ГК «Регион». Предполагалось, что деньги от допэмиссии будут направлены на сокращение долговой нагрузки авиакомпании, объяснял сотрудник перевозчика в июне. Но пока допэмиссия не проведена, сказал РБК представитель компании.

Саму UTair долгие годы прочно связывают с нефтяной компанией «Сургутнефтегаз». До 2010 года, согласно отчетности перевозчика, им владели четыре ООО: «Полинт», «Трисэлтко», «Ла-Манш» и «Крайел», руководителями которых выступали сотрудники «Сургутнефтегаза». Нефтяная компания контроля над авиакомпанией не подтверждала, однако в ноябре 2010 года НПФ «Сургутнефтегаз» подал заявку в ФАС на покупку 75,6% акций UTair. Впоследствии фонд консолидировал 60,67% уставного капитала компании.

Хотя «Сургутнефтегаз» юридически не связан с авиакомпанией, он выступает ее кредитором. За последний год нефтяная компания выкупила четыре векселя перевозчика: один на 4,5 млрд руб., еще три – на 6 млрд руб. Последний, купленный «Сургутнефтегазом» 30 сентября, UTair должна была погасить до 14 ноября. Вексельный заем от «Сургутнефтегаза» был рефинансирован, объяснил представитель авиаперевозчика, отказавшийся от других комментариев по этому поводу.

В итоге UTair должна справиться с возникшими проблемами, говорит аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин. Авиакомпания показывает хороший рост рентабельности, становится более эффективной в том числе и за счет сокращения нерентабельных маршрутов, наконец, у UTair есть высокоприбыльный вертолетный бизнес, который помог ей в кризис 2008 года, считает эксперт.

To big to fail

Авиакомпания и пассажирские перевозки – лишь одно из бизнес-направлений группы UTair: у компании несколько десятков «дочек» в России и за рубежом.

Перевозками пассажиров, кроме самой UTair, занимаются дочерние «ЮТэйр-Экспресс», «ЮТэйр-Украина», «Восток», «Турухан» и «Катэкавиа».

Другое важное направление, приносящее 18% выручки, – вертолетные перевозки. UTair – крупнейший авиатранспортный подрядчик ООН: компания обслуживает миротворческие миссии в Азии, Латинской Америке и Африке.

На UTair лежит и важная социальная функция: компания обеспечивает региональные перевозки на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, в некоторых районах просто нет других средств передвижения, кроме воздушных, говорит источник РБК, близкий к UTair. Более чем из 110 направлений больше 70 приходится на Россию. Среди ее маршрутов есть не самые популярные у авиакомпаний: например, из Красноярска в Кодинск, Светлогорск, Сургут и Томск.

UTair участвует в программах субсидирования перевозок, в частности на Дальнем Востоке, в Калининграде. По данным Росавиации, в этом году по дальневосточной и калининградской программам авиакомпания получила совокупно 75,5 млн руб.