«Аэроэкспресс» заезжает в ФНБ
На средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) появился новый претендент: это компания «Аэроэкспресс», чьи электрички доставляют пассажиров до аэропортов Москвы, Казани и Владивостока. Деньги нужны на закупку двухэтажных поездов и строительство новых терминалов.
Поезда и терминалы
О том, что «Аэроэкспресс» подал заявку в ФНБ, РБК рассказал глава дирекции Московского транспортного узла (учреждена Минтрансом и правительствами Москвы и области) Виктор Еремин. Для всех проектов «Аэроэкспресс» предлагает привлечь средства ФНБ через кредит или выпуск облигаций с минимальной доходностью на уровне инфляции плюс 1%, следует из паспортов инвестпроектов (есть в распоряжении РБК). В общей сложности «Аэроэкспресс» просит профинансировать четыре ее проекта на общую сумму 24,6 млрд руб.
Самый дорогой проект — покупка двухэтажных поездов швейцарской компании Stadler Rail Group. Общая стоимость 25 составов — 22 млрд руб., из ФНБ «Аэроэкспресс» планирует взять до 90% этой суммы (19,6 млрд руб.), говорится в заявке. Остальные 2,4 млрд руб. — профинансировать самостоятельно. Новые поезда будут курсировать между Белорусским, Киевским и Павелецким вокзалами и аэропортами Московского авиационного узла (МАУ) с лета 2015 года. Как говорится в заявке, благодаря им пассажиропоток «Аэроэкспресса» к 2018 году может возрасти на 23,3%, до 20 млн пассажиров. Срок окупаемости инвестпроекта — 12,9 года.
Еще три проекта касаются строительства новых терминалов. К 2018 году в Шереметьево планируется ввести новый Северный терминальный комплекс. К этому времени «Аэроэкспресс» рассчитывает построить новый терминал на Белорусском вокзале, откуда отправляют электрички в этот аэропорт, а также вокзал в самом терминальном комплексе.
Первый проект оценивается в 2,16 млрд руб., второй — в 1,37 млрд руб., в обоих случаях до 90% средств компания рассчитывает занять в ФНБ.
В итоге пассажиропоток на этом направлении, по расчетам «Аэроэкспресса», увеличится на 40%.
Еще один новый вокзальный комплекс «Аэроэкспресс» к 2016 году планирует построить в Домодедово. Сейчас в порту нет крытого терминала для электричек «Аэроэкспресса». Этот проект оценивается в 2,04 млрд руб., из которых до 1,8 млрд компания хочет занять в ФНБ.
Срок окупаемости всех проектов — больше восьми лет. Представитель «Аэроэкспресса» заявку в ФНБ комментировать отказался. В течение месяца ее должны рассмотреть Минэкономразвития (его пресс-служба на запрос РБК не ответила) и дирекция МТУ, затем свое заключение даст Минфин, после чего вопрос будет вынесен на рассмотрение правительства.
Конкуренция за госденьги
Государство выделяет средства ФНБ на инфраструктурные проекты на условиях возвратности и софинансирования. Часть средств должны предоставить инвесторы проектов. По состоянию на 1 августа 2014 года общий размер средств ФНБ составлял 3,08 трлн руб. Всего на инфраструктурные проекты может быть направлено до 60% из средств фонда (этот потолок был увеличен в июне с 40%). Потолок считается с учетом средств, размещенных на депозитах ВЭБа (474 млрд руб.), поясняли РБК в мае два чиновника правительства. Таким образом, речь идет о сумме 1,8 трлн руб. Из них около 300 млрд руб. из фонда получат проекты строительства Центральной кольцевой автодороги и модернизации БАМа и Транссиба. Кроме того, в июне правительство одобрило выделение 114 млрд руб. из ФНБ на проекты «Россетей», «Ростелекома» и строительство железнодорожной ветки в Туве Кызыл — Курагино.
Спрос на поддержку из ФНБ растет, и в условиях санкций правительство предпочтет экономно относиться к этим деньгам, констатирует главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Но поддерживать инфраструктурные проекты на экономическом форуме в Петербурге призывал президент Владимир Путин. Самому «Аэроэкспрессу» будет трудно занять на рынке такой объем средств на сопоставимых с ФНБ условиях и на такой длительный срок [8–13 лет], считает Орлова. Проект двухэтажных поездов слишком дорогой и без поддержки ФНБ вряд ли будет запущен, добавляет глава агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
«Аэроэкспресс» начал перевозить пассажиров между москвой и столичными аэропортами с 2005 года, в 2012 году открыла перевозки между вокзалом Сочи и аэропортом в Адлере, но уже в следующем году прекратила свою деятельность там. В 2012 году было открыто движение между аэропортом и вокзалом Владивостока, в 2013 году - в Казани. В 2013 году услугами компании воспользовалось 20,2 млн пассажиров, из них 16,8 млн человек было перевезено в аэропорты Москвы. По данным Forbes, суммарно линии «Аэроэкспресса» обошлись РЖД и госбюджету более чем в 34 млрд рублей (без учета закупок подвижного состава), инвестиции самой компании составили 12 млрд рублей. При этом на всех направлениях, кроме маршрутов до Шереметьево, Домодедово и Внуково, перевозки компании остаются убыточными, писал журнал в апреле этого года. Общая выручка «Аэроэкспресса» в I поголудии 2014 года выросла на 22% до 2,4 млрд рублей, чистая прибыль — в 2,4 раза — до 415,1 млн рублей.
В феврале продажу половины всего пакета в «Аэроэкспрессе» одобрил совет директоров РЖД. Монополия объясняла решение тем, что у нее нет средств финансировать дальше этот проект. За 25% перевозчика РЖД выручили 555 млн руб., покупателем стала компания «Дельта-Транс-Инвест». По данным СПАРК-Интерфакс, она принадлежит эстонской компании Transgroup Invest AS. Ею, согласно выписке из коммерческого регистра Эстонии, на паритетных условиях владеют бывшая жена заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова Татьяна Ликсутова и бывший бизнес-партнер чиновника Сергей Глинка. Еще 25% осталось у РЖД, и такой же пакет делят участники списка Forbes Искандер Махмудов (17,5%) и Андрей Бокарев (7,5%).