Лента новостей
Гражданин Узбекистана напал на восьмиклассника в подъезде в Москве 19:19, Новость В фуре с мебелью таможня нашла почти 700 кг устриц, лобстеров и сельди 19:01, Новость Forbes назвал самые дорогие бойцовские промоушены мира 18:58, Статья «Пикник «Афиши» пройдет в Москве после пятилетнего перерыва 18:48, Новость Умер «мебельный король» Сергей Зуев 18:46, Статья Рэпера Платину задержал ОМОН во время концерта в Томске. Видео 18:29, Новость Есть проблемы: почему растет спрос на услуги логопедов 18:26 НКР изменило прогноз рейтинга Совкомбанка AA-.ru на позитивный 18:19 Соболенко проиграла чемпионке Уимблдона в 1/4 финала турнира в Штутгарте 18:18, Статья Где расширить бизнес: топ-11 лучших мировых выставок франшиз в 2024 году 18:16 «Биннофарм Групп» получила четыре награды конкурса «Платиновая унция» 18:14 «Деловые Линии» расширили географию автоперевозок в Казахстан 18:06 Армения и Азербайджан договорились начать делимитацию границ 18:03, Статья Три продукта, которые нужно есть для густых и блестящих волос 18:03 G7 заявила о способности России завершить конфликт на Украине «сегодня» 18:02, Новость Страны НАТО дадут Украине больше систем ПВО 18:01, Статья ЦБ заявил о росте ипотеки в марте на треть за счет льготных программ 18:00, Статья Главы МИД G7 призвали Россию соблюдать мораторий на ядерные испытания 17:59, Новость
Газета
«Доктора» больше не боятся
Газета № 58 (1591) (0104) Общество,
0

«Доктора» больше не боятся

«Распадская» раскрыла разницу экспортных и внутрироссийских цен на уголь
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Крупнейшая угольная компания «Распадская» пошла по пути «Мечела». Компания в прошлом году продавала уголь на внутреннем рынке на 30% дороже по сравнению с экспортируемой продукцией в Азию и на Украину. Еще пять лет назад из-за подобной политики Владимир Путин пригрозил прислать доктора к владельцу «Мечела» Игорю Зюзину.

Фраза «послать доктора» стала крылатой после совещания в Нижнем Новгороде 24 июля 2008 года, на котором Владимир Путин разбирался с причинами роста цен на металл. Тогдашний премьер-министр свой гнев обратил на владельца «Мечела» Игоря Зюзина. «Кстати, собственника, руководителя компании Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на совещание, но он вдруг заболел. А между тем известно, что в первом квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в два раза ниже рыночных, а значит, и мировых. А маржа где — в виде налогов для государства?.. Конечно, болезнь есть болезнь, но я думаю, что Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться. Иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы», — прокомментировал Владимир Путин.

«Мечелу» гнев главы правительства обошелся дорого: в считаные часы котировки компании обвалились на треть, ей стали прочить славу «второго ЮКОСа». Уже в августе 2008 года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала группу почти на 800 млн руб. как раз за разницу между внутренними и экспортными ценами на уголь. Тем самым всем угольщикам был дан наказ не завышать цены внутри России.

Впрочем, уже в 2010 году проштрафилась «Распадская» — ее «дочку» ФАС обвинила в том, что она отгружала уголь за границу как минимум на 12% дешевле, чем российским клиентам. ФАС же настаивала, что цены и на экс­портном, и на российском рынке должны быть одинаковыми. Угольной компании потребовалось два года, чтобы дойти до Высшего арбитражного суда и доказать свое право устанавливать разные цены для российских и зарубежных покупателей.

После победы в суде теперь у «Распадской» нет необходимости секретничать. В своей отчетности она призналась, что в 2012 году продавала уголь в России почти на 30% дороже, чем за рубежом (110,5 долл. за тонну против 76,5—78,9 долл.). Причем в последнем квартале 2012 года разница оказалась еще более существенной: россий­ские потребители платили 98,6 долл. за тонну, а азиатские покупатели — только 60,2 долл. (все цены унифицированы на базисе FCA Междуреченск). Компания объясняет это тем, что в Азию значительная часть поставок происходит на спотовой основе. Кроме того, экспорт, пусть и не по самым высоким ценам, — единст­венная возможность для увеличения продаж в условиях резкого падения спроса внутри России. Олег Петропавловский из БКС считает, что для компании такая ценовая политика оказалась вынужденной мерой. После аварии на шахте в 2010 году компания прекратила экс­порт и растеряла клиентов, поэтому для возвращения на рынок ей пришлось немного демпинговать. К примеру, экспортная цена в Азию 60,2 долл. за тонну едва-едва покрывает расходы компании, ведь, по расчетам г-на Петропавловского, cash сost составляют 55 долл. на тонну угля.

ФАС не видит нарушений в действиях «Распадской», так как в условиях ограниченного внутреннего спроса компания вынуждена искать альтернативные рынки. «ФАС разработала критерии допустимых практик ценообразования, которые обеспечат единообразие решений регулятора, а также сформирует прозрачные правила игры для участников рынка», — рассказал начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Максим Овчинников. В случае с «Распадской», если на экспорт приходится, к примеру, 10% продаж, запрет на продажу угля за рубеж по ценам ниже внутренних приведет к отказу поставок на экспорт, сокращению общих объемов производства и, как следствие, к росту издержек и уровня цен на внутреннем рынке, поясняет он.