Владимир Лисин занял четверть рынка перевозок по железной дороге

Олеся Елькова 00:05, 31.10.2011

Самый богатый человек России Владимир Лисин, похоже, решил сменить амплуа: из металлургического магната он превращается в транспортного. В пятницу подконтрольная ему компания выиграла аукцион по Первой грузовой компании (ПГК), которая может стать настоящим алмазом в короне его бизнес-империи. А предстоящая сделка поспорит не только за звание важнейшего события года в российской деловой среде, но и может снискать славу одной из крупнейших аукционных сделок по приватизации в истории страны.

В Один шаг

В пятницу определился победитель в аукционе по продаже 75% минус две акции ПГК. Им стала Независимая транспортная компания (НТК), входящая в UCL Holding Владимира Лисина. Итоговая сумма сделки, рассказали в холдинге, составила 125,5 млрд руб. Финансировать ее НТК планирует за счет как собственных, так и заемных средств, примерно в равных пропорциях. Это приобретение делает Владимира Лисина владельцем крупнейшего в России оператора подвижного состава.

Помимо НТК в аукционе участвовала еще одна структура UCL Holding — «НТК-Вагон», а также «Трансойл» Геннадия Тимченко и частный железнодорожный оператор «Нефтетранссервис». Первоначально в конкурсе собирался также участвовать холдинг Globaltrans, но отказался от этой идеи еще в конце сентября. Несмотря на наличие конкурентов, для победы в аукционе НТК понадобился всего один шаг. Начальная цена пакета составляла 125,375 млрд руб., первый шаг аукциона был определен в 125 млн, а последующие должны были составить 500 млн руб.

Оценку ПГК в августе дали специалисты международной аудиторской компании KPMG, стоимость всей компании была определена в 6,5 млрд долл., то есть менее 150 млрд руб. за 75%. «Российские железные дороги» (РЖД), выступающие в сделке продавцом, результатом пятничных торгов остались не очень удовлетворены. «С точки зрения цены продажи как руководитель компании, отвечающий за максимизацию доходов государства (для этого и осуществлялась продажа), считал бы, что эта цена могла оказаться и выше», — заявил президент РЖД Владимир Якунин. Впрочем, отметил он, цена составила и «не меньше, чем хотели получить». Увидеть денежные средства на своих счетах РЖД рассчитывают уже до конца года, они нужны компании, чтобы закрыть расходы, которые монополия осуществляла уже с расчетом на эту сумму.

«Можно сказать, что эта сделка устроила всех, — считает аналитик «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. — РЖД получили необходимые деньги для реализации инвестпрограммы, а Владимир Лисин если и переплатил за компанию по отношению к условно «справедливой» цене, то, я полагаю, не более 15—20%».

РЖД собираются сохранить за собой блокпакет ПГК. Сейчас у железных дорог остается 25% плюс одна акция (еще одна акция принадлежит компании «Баминвест»). НТК уже заявила, что собирается сделать обязательную оферту миноритарным акционерам по выкупу их долей. «Если РЖД и государство примут решения о реализации этого пакета, мы будем обязаны выкупить у акционера, и мы в этом заинтересованы», — сообщил журналистам гендиректор управляющей компании UCL Holding Олег Букин. Но глава РЖД прямо заявил, что пока такую возможность компания не изучает.

Главный по вагонам

ПГК — далеко не первая транспортная компания в империи Владимира Лисина. В субхолдинг UCL Rail, объединяющий его железнодорожные активы, входят уже названные компании НТК и «НТК-Вагон», а также вагоноремонтное предприятие «Грязи» (совместное предприятие НТК и РЖД). В собственности UCL Rail парк подвижного состава в количестве более 28 тыс. грузовых вагонов.

Кроме того, в транспортную группу UCL Holding входят портовые активы: Морской порт Санкт-Петербург, Универсальный перегрузочный комплекс в Усть-Луге, Туапсинский и Таганрогский морские порты, а также Волжское, Северо-Западное и Западное пароходства, судостроительные и логистические предприятия, круизные судоходные компании.

Впрочем, ПГК, оборот которой вполне сопоставим с оборотами Новолипецкого меткомбината — флагманского актива г-на Лисина, наверняка украсит финансовые показатели холдинга. Это крупнейший оператор железнодорожных перевозок в России с долей в структуре вагонного парка более 22% и в перевозках ― около 25%. Чистая прибыль компании по МСФО в 2010 году составила 19,9 млрд руб., а выручка — 103,5 млрд руб. В результате консолидации ПГК Владимир Лисин окажется владельцем гиганта железнодорожного рынка с совокупной величиной парка в управлении более 210 тыс. и в собственности — более 193 тыс. вагонов (по подсчетам агентства INFOLine).

«Г-н Лисин приобрел достаточно хороший бизнес, известный бренд. Такой сделки в нашей отрасли еще не было», — делится впечатлениями участник железнодорожного рынка Вячеслав Андреев, вице-президент транспортно-экспедиторской компании «Евротранс». Самой ПГК, считает он, приватизация должна пойти на пользу, ведь новый собственник будет стараться сделать ее работу более эффективной.

Как изменится стратегия ПГК, новые акционеры пока не раскрывают. Но участники рынка ждут от нового игрока прежде всего работы на равных правах в рыночных условиях. О росте тарифов речь пока не идет, но ПГК сейчас может столкнуться с другой проблемой частников — дорогими запчастями для вагонов и высокими затратами на ремонт. «Не секрет, что РЖД, как материнская компания, помогали «дочке» получать запчасти через торговый дом и т.д. ПГК, конечно, имела определенные преференции по обслуживанию парка», — говорит г-н Андреев. Сейчас, полагает он, компании придется играть на равных условиях с конкурентами. А если запчасти ей придется закупать на рыночных условиях, то и конечную цену для клиентов придется определять на адекватном уровне. Впрочем, в последнее время ПГК активно обновляла парк вагонов, напоминает ведущий аналитик компании Brunswick Rail Андрей Цыганов. Сейчас средний возраст парка составляет около 20 лет. Поэтому больших вложений от нового собственника не потребуется, но текущих ремонтов это не отменяет.

В самой ПГК смену собственника пока не комментируют.

Первая грузовая компания (ПГК) была создана в 2007 году в рамках реализации программы структурной реформы железнодорожного транспорта. До сих пор ее основным акционером были Российские железные дороги (РЖД). ПГК — ведущий железнодорожный оператор грузового подвижного состава в России по размеру парка в управлении, грузообороту и рыночной доле.

image_2 (original)

Автор статьи: Олеся Елькова
Код для вашего блога
Бизнес газета РБКdaily
Владимир Лисин занял четверть рынка перевозок по железной дороге
Владимир Лисин занял четверть рынка перевозок по железной дороге
В пятницу определился победитель в аукционе по продаже 75% минус две акции ПГК. Им стала Независимая транспортная компания (НТК), входящая в UCL Holding Владимира Лисина. Итоговая сумма сделки, рассказали в холдинге, составила 125,5 млрд руб.
Новости партнеров

Выбор редакции

Россия стала более привлекательной для международных ритейлеров — A.T. Kearney Фото: ИТАР-ТАСС Фото: ИТАР-ТАСС Россия стала более привлекательной для международных ритейлеров — A.T. Kearney

17.06.2014  00:25

Россия поднялась с 23-го на 12-е место в рейтинге наиболее перспективных для инвестиций в розничную торговлю рынков, составленном по итогам 2013 года консалтинговой компанией A.T. Kearney. Потенциал местного рынка перевесил страновые риски, отмечают исследователи.

НЛМК отправил письма европейским и американским властям об опасности санкций Фото: ИТАР-ТАСС Фото: ИТАР-ТАСС НЛМК отправил письма европейским и американским властям об опасности санкций

НЛМК направила письма властям во всех странах своего присутствия об опасности санкций для сталелитейного сегмента. В Европе от продаж группа Владимира Лисина получает 19% своей выручки, в Америке — 14%, в общей сложности это 3,7 млрд долл.