Лента новостей
Военная операция на Украине. Онлайн 07:30, Онлайн Над Черным морем сбили три ракеты ATACMS 07:26, Статья Губернатор сообщил о падении самолета в Ставропольском крае 07:12, Статья NYT узнала, по какой цели в Иране ударил Израиль 07:04, Статья Размер закрытой части бюджета достиг 22,6% 07:00, Статья «Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей 07:00, Статья Главу приморского города обвинили в смерти женщины из-за сломанного судна 06:34, Новость ЦРУ предупредило о риске поражения Украины к концу 2024 года 06:15, Статья Российские военные уничтожили воздушную цель у Севастополя 05:55, Новость Авиабилеты в экономклассе за год подорожали на 25% 05:39, Новость Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США 04:57, Новость Израиль нанес удар по Ирану 04:52, Статья Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля 04:46, Новость Пьяный житель ЕАО ранил полицейских огнем из ружья 04:25, Статья ФБР увидела риск «сокрушительного удара» от хакеров «Вольт Тайфун» 03:57, Статья Вильфанд спрогнозировал снежинки и мокрый снег в Подмосковье 03:52, Новость «Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге 03:39, Новость «Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах 03:33, Статья
Газета
С Новым годом, с новым каско
Газета № 239 (1772) (2412) Общество,
0

С Новым годом, с новым каско

Растущие издержки страховые компании компенсировали ростом тарифов добровольного автострахования
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Многие автомобилисты в конце этого года заметили значительное увеличение стоимости страховки каско. Рост тарифов спровоцировали накопившиеся проблемы отрасли: судебные издерж­ки, падение продаж новых иномарок и убыточность автострахования в целом. Директор центра страхования автотранспорта физических лиц СК «Альянс» Дмитрий Соколов фиксирует увеличение тарифов на 10—15% в среднем по рынку, отмечая, что основной рост запланирован на 2014 год.

Периодичность пересмотра тарифной политики у страховых компаний различна: некоторые предпочитают изменять стоимость раз год, многие — раз в квартал, а другие — ежемесячно. «Мы пересматриваем тарифы два-три раза в год. Показателей, на которые опираются специалисты при пересчете страхового тарифа, много. Среди наиболее значимых — размер среднего убытка, частота наступления страховых случаев и стоимость авто», — пояснил РБК daily Дмитрий Соколов. Последний раз СК «Альянс» пересмотрела свои тарифы в ноябре. «Основная причина — рост убыточности по каско. Пересмотр обусловлен увеличением количества судебных убытков и повышением дилерами цен на ремонт», — добавил г-н Соколов.

Все страховщики, опрошенные РБК daily, назвали те же причины роста тарифов, что и Дмитрий Соколов, выделив в их числе «специфическую судебную практику». «Судебные инстанции в ряде случаев безоговорочно выносят решение в пользу страхователя, не принимая во внимание условия договора. Страховщиков обязали возмещать ущерб, если участник ДТП не был вписан в полис или если автомобиль был угнан с ключами и документами», — рассказывает директор дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, добавляя, что такая практика в разы увеличила убытки страховщиков.

Более того, по его словам, у компаний фактически отняли возможность сегментировать клиентов на добросовестных, которые редко попадают в ДТП и обращаются за выплатами, и тех, кто всеми силами старается получить выгоду за счет страховщика. «В итоге мы вынуждены были установить высокие тарифы для всех, чтобы сохранить возможность выплачивать возмещение по страховым случаям», — резюмирует г-н Княгиничев.

Дмитрий Соколов еще полгода назад предупреждал, что постановление пленума Верховного суда (см. РБК daily от 28.06.13), существенно расширяющее права страхователей на выплаты по добровольному страхованию имущества, обернется ростом убыточности по каско и, как следствие, увеличением тарифов. Речь идет о ссылках на закон о защите прав потребителей, который заметно «штрафует» страховые компании.

По мнению директора по развитию страхования СК «МАКС» Алексея Володяева, сильнее, чем судебная политика, на рост тарифов повлияло падение уровня продаж новых иномарок. «Этот год можно назвать неудачным для автодилеров, а компенсировать недополученную прибыль они пытаются в том числе за счет роста цен на автозапчасти. Кроме того, произошло естественное подорожание ремонта из-за инфляции и падения курса рубля», — поясняет он.

Общее увеличение страхового тарифа по автокаско вызвано и возможным снижением демпинга на рынке. «Отдельные компании ранее либо недооценивали масштабы убыточности в этих сегментах, либо по разным причинам работали по явно заниженным тарифам. Теперь страховщики понимают, что не могут позволить себе работать по таким ставкам», — считает управляющий директор по розничному страхованию ОАО «СОГАЗ» Антон Воронцов. Он напоминает, что регулятор взял курс на ужесточение требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний, а взвешенная тарифная политика — одна из непременных составляющих финансовой устойчивости.

По словам руководителя отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексея Янина, в 2013 году многие страховые компании столкнулись с непростым выбором между сжатием бизнеса и демпингом. «Компании вынуждены были либо скорректировать тарифы на страхование автокаско с учетом судов и инфляции и получить резкое сокращение страхового портфеля, либо оставить тарифы на прежнем уровне, иметь стабильный денежный поток взносов, но в итоге генерировать убытки», — говорит г-н Янин.

При этом по сравнению с кризисом 2008—2009 годов в 2013 году страховые компании имеют гораздо меньше пространства для маневра. «Снижение качества урегулирования убытков для них практически моментально выльется в рост судебных издержек и штрафы со стороны регулятора», — объясняет он.

Дмитрий Соколов отмечает, что в среднем по рынку тарифы выросли на 10—15%. Эксперты считают, что эффект от событий в 2013 году на страховом рынке в полной мере отразится в следующем году. «Клиентам следует ожидать повышения тарифов практически во всех сегментах», — говорит он, отмечая, что рост тарифов в компаниях зависит от марки машины и популярности модели у угонщиков или молодых покупателей.

На данный момент рынок каско в целом для страховых компаний является убыточным, поэтому вполне логично было бы ожидать роста страховых тарифов. «В борьбе за клиента фактор обоснованности тарифов уходил на второй план. На стыке этих противонаправленных тенденций и будет рождаться истина, — размышляет директор департамента маркетинга «ВТБ Страхование» Кирилл Бобыльков. — Если роста не произойдет, то следует ожидать весьма громких случаев неисполнения обязательств страховщиками».