Лента новостей
Гарвард снял переплет из кожи человека с библиотечной книги XIX века 08:47, Новость Растащили бизнес после смерти владельца. Как этого не допустить 08:41, Статья В Бразилии загорелся небоскреб 08:09, Новость Какие магазины чаще всего открывают в новостройках 08:06 Международные эксперты назвали особенности теракта в «Крокус Сити Холле» 08:01, Статья Лавров назвал «здравые вещи» в мирном плане Китая по Украине 07:53, Новость Польша подняла в небо самолеты из-за дальней авиации России 07:49, Статья Байден заявил о готовности арабских государств признать Израиль 07:28, Статья ВТБ вернет кешбэк с прямым начислением рублей вместо бонусов 07:00, Статья Безглютеновая диета опасна для здоровья. Почему на ней сидят миллионы 07:00, Статья Окна в пол и угловое остекление: как найти светлую квартиру 06:59 Военная операция на Украине. Онлайн 06:57, Онлайн Страны ЕС отказались выпускать молдавский детский хор из Белоруссии 06:49, Новость Минюст напомнил о праве иноагентов баллотироваться на выборах в России 06:35, Статья Папа римский впервые омыл ноги 12 женщинам в Чистый четверг 06:00, Новость В Британии пожаловались на дефицит трупов для обучения медиков 05:58, Новость Режиссера «Оппенгеймера» посвятят в рыцари в Великобритании 05:36, Новость В Днепре, Хмельницком и Кременчуге прогремели взрывы 05:35, Статья
Газета
$2,6 трлн по-мусульмански
Газета № 018 (2274) (0302) Общество,
0

$2,6 трлн по-мусульмански

Как будет расти мировой халяльный рынок в ближайшие годы
Фото: AP
Фото: AP

Мировой рынок халяльных продуктов и соответствующих мусульманским традициям услуг к 2020 году вырастет до $2,6 трлн. Интерес к сектору проявляют на Западе: Nestlé уже стала лидером по производству халяльных продуктов.

От Индонезии до России

Мировой рынок халяльных продуктов и мусульманских услуг (за вычетом услуг исламского банкинга) в ближайшие годы будет расти на 6,5% в год, и к 2020 году его объем составит $2,6 трлн, свидетельствуют данные доклада о глобальной исламской экономике, подготовленного Thomson Reuters и консалтинговой компанией DinarStandard по заказу правительства эмирата Дубай.

Объем рынка непосредственной халяльной продукции — то есть производства пищевых продуктов, соответствующих нормам ислама, запрещающим к использованию среди прочего свинину, мертвечину и кровь — к 2020 году должен вырасти почти наполовину, до $1,585 трлн. В 2014 году он составил $1,13 трлн, что больше китайского или американского продуктового рынка ($798 млрд и $741 млрд). Через три года на долю халяльных продуктов будет приходиться 21,2% всей стоимости продукции пищепрома, предполагали авторы предыдущего доклада за 2014 год.

В крупнейшей мусульманской стране мира Индонезии (население на конец 2015 года — 257,9 млн человек) объем рынка халяльных продуктов в 2014 году составлял $158 млрд. В Турции он достигал $110 млрд, в Пакистане — $100,5 млрд, в Египте — $75,5 млрд. В России он составил порядка $35 млрд — как писал еще в 2013 году РБК, на тот момент халяльная продукция составляла не менее 10% объема продаж говядины и баранины в стране.

Спрос рождает производство

Рынок халяльных продуктов давно перерос масштаб локальных национальных рынков мусульманских стран. Крупнейшим производителем халяльных продуктов в мире является малайзийская «дочка» корпорации Nestlé Malaysia с оборотом $1,1 млрд (данные отчетности за 2014 год). Трудоустраивающая 5 тыс. человек и работающая на малайзийском рынке с 1912 года, когда страна еще была британской колонией, компания выпускает более 300 видов халяльной продукции, с 1994 года по собственной инициативе использует халяльную маркировку, а также создала собственный Халяльный центр качества. В минувшем году корпорация Nestlé анонсировала на 2017 год запуск производства кофе и кулинарии в Дубае, объем вложений составил $120 млн.

К выпуску халяльной продукции проявляют интерес инвесторы из Бразилии, Франции, ЮАР и Южной Кореи. Так, в 2015 году подразделение крупнейшего британского оптового поставщика A.F. Blakemore & Son Ltd заключило контракт с принадлежащей брунейскому правительству Ghanim International о поставке в Великобританию халяльных продуктов под маркой Bruneihalal. Ретейловые сети Carrefour и Tesco начали продавать халяльную продукцию в некоторых своих ресторанах, растет число зарубежных точек у малайзийской сети халяльного фастфуда Marrybrown.

В Дубае был создан Халяльный и исламский экономический хаб, который на протяжении трех последних лет проводит международную выставку-ярмарку халяльных продуктов. В 2016 году в ней должны принять участие около 800 компаний-производителей, сообщает Saudi Gazette, приводящая данные аналогичного доклада Thomson Reuters за 2014 год. В прошлом году число участников было на сотню меньше, что свидетельствует о растущем спросе, так как «крупнейшие местные, региональные и международные производители халяльных продуктов исследуют области новых возможностей и инвестирования», цитирует издание старшего вице-президента Дубайского международного торгового центра Трикси ЛохМирманд.

Одежда и туризм

Халяльный рынок не ограничивается производством; строго говоря, слово «халяльный» можно применить к любому аспекту жизнедеятельности. Так, мировой рынок одежды, следующей нормам мусульманского дресс-кода, Thomson Reuters оценивал в 2014 году в $230 млрд, рынок халяльной косметики и лекарств — в $129 млрд, специфическую мусульманскую нишу в сфере развлечений — в $179 млрд.

Набирает обороты халяльный туризм, в первую очередь гастрономический. На долю исламского туризма, не связанного с дорогостоящими паломничествами (хаджем и умрой — поездкой в Мекку в не предназначенное для хаджа время), приходится уже 11% от всей туристической отрасли, говорится в докладе. Его авторы оценивают объем этого рынка в $230 млрд. К 2020 году он должен составить $233 млрд. Это ведет к развитию специфической исламской инфраструктуры. «К примеру, туристический сегмент включает в себя [организацию] авиаперелетов, на протяжении которых не подаются свинина и алкоголь, объявляется время молитв и транслируются религиозные передачи», — отмечал в прошлом году глава компании Al Masah Capital Management Шайлеш Даш в комментарии The Khaleej Times.