Лента новостей
Российские военные уничтожили воздушную цель у Севастополя 05:55, Новость Авиабилеты в экономклассе за год подорожали на 25% 05:39, Новость Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США 04:57, Новость Израиль нанес удар по Ирану 04:52, Статья Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля 04:46, Новость Пьяный житель ЕАО ранил полицейских огнем из ружья 04:25, Статья ФБР увидела риск «сокрушительного удара» от хакеров «Вольт Тайфун» 03:57, Статья Вильфанд спрогнозировал снежинки и мокрый снег в Подмосковье 03:52, Новость «Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге 03:39, Новость «Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах 03:33, Статья Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов 02:58, Статья В Павлограде прогремели взрывы 02:50, Новость Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» 02:15, Новость Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство 02:12, Статья Определились все полуфинальные пары Лиги Европы 01:50, Статья Определились все полуфинальные пары Лиги Европы 01:50, Статья Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород 01:42, Статья Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» 01:37, Статья
Газета
Продавцы разбежались
Газета № 223 (2240) (0312) Общество,
0

Продавцы разбежались

Кризис привел к снижению конкуренции
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Почти 40% госзакупок в 2015 году — это закупки у единственного поставщика, подсчитала Счетная палата. По сравнению с прошлым годом доля неконкурентных закупок выросла почти вдвое.

Конкуренция снижается

С начала 2015 года в секторе госзакупок существенно выросла доля закупок у единственного поставщика, свидетельствуют данные отчета Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за десять месяцев этого года.

Доля закупок у единственного поставщика, которые эксперты называют неконкурентными, выросла на 17,6 п.п.: если за аналогичный период 2014 года такие закупки занимали пятую часть в общем объеме по стоимости (21,2%), то теперь — почти 39%. Счетная палата расценивает это как снижение конкуренции и считает, что это окажет влияние на экономию бюджетных средств, сообщили РБК в ведомстве.

Представитель Счетной палаты пояснил РБК, что в отчете анализировались только закупки федеральных ведомств (закупки госкорпораций и госкомпаний не рассматривались). Правила ведомственных закупок ​регулируются ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Детальный анализ закупок у единственного поставщика в разрезе конкретных ведомств не проводился.

За январь — октябрь 2015 года федеральные ведомства заключили 594,8 тыс. контрактов, что на 20% больше, чем за аналогичный период 2014 года, при этом цена контрактов снизилась на 8,4%.

«Экономия средств по результатам осуществления процедур закупок за январь — октябрь 2015 года на федеральном уровне составила 5,7%, в аналогичном периоде 2014 года — 3,7%», — говорится в докладе, опубликованном на сайте Счетной палаты.

Проявления кризиса

В ФЗ-44, который регулирует закупки государственных ведомств, прописаны случаи, при которых они могут приобретать товары и услуги у единственного поставщика. Всего их четыре десятка. В их числе, к примеру, закупки у естественных монополий, контракты на поставку вооружения и военной техники, не имеющих аналогов и производимых единственной компанией (такой производитель должен быть включен в реестр единственных поставщиков таких вооружения и техники) и так далее (см. справку). Там же оговаривается, что закупку можно провести у единственного поставщика, если конкурс или аукцион будет признан несостоявшимся (к примеру, в случае если не поступило заявок от потенциальных поставщиков).

Представитель Минэкономразвития сообщил РБК, что «существенный рост» числа закупок у единственного поставщика проявился в первом квартале 2015 года «в условиях экономической нестабильности». Увеличение доли закупок у единственного поставщика в начале 2015 года было вызвано ростом несостоявшихся конкурентных процедур определения поставщиков, пояснил представитель ведомства. Эту же причину называет и представитель Счетной палаты.

Куратор рабочей группы по закупкам Экспертного совета при правительстве Российской Федерации Георгий Сухадольский объясняет рост числа несостоявшихся конкурсов прямым проявлением кризиса. «С начала года шли отклики из учреждений и ведомств о том, что многие поставщики не готовы поставлять товары и услуги либо за предлагаемую цену, либо не готовы брать на себя долгосрочные обязательства. К примеру, обязательства в течение полугода или года поставлять товар по фиксированной цене — кто в условиях кризиса готов взять на себя такие риски?» — говорит он.

По оценке Счетной палаты, снижение конкуренции при проведении закупок у единственного поставщика «оказывает влияние на экономию бюджетных средств по результатам закупок». «Коррупционные риски есть вне зависимости от способа закупки. Сейчас в условиях кризиса появились дополнительные риски для бюджета — и у поставщика, и у заказчика нет уверенности, что поставщик останется на рынке и не сорвет поставку», — отмечает Сухадольский.

Представитель Счетной палаты также указывает, что увеличилась доля закупок у единственного поставщика по отдельным решениям правительства и президента, то есть у поставщика, определенного указом главы государства или распоряжением президента. Кроме того, увеличились объем закупок услуг естественных монополий, коммунальных услуг и число заключенных договоров энергоснабжения или договоров купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком. Все эти случаи также перечислены в 44‑ФЗ как возможность закупки у единственного поставщика.

​Число закупок у единственного поставщика во втором квартале 2015 года снизилось и в настоящее время находится в пределах уровня 2014 года, добавляет представитель Минэкономразвития.

Однако, по данным мониторинга Минэкономразвития за исполнением 44‑ФЗ, за три квартала 2015 года на сайте госзакупок было опубликовано чуть более 557 тыс. извещений о закупках у единственного поставщика на 856,1 млрд руб. Рост этих показателей по сравнению с аналогичными показателями 2014 года — более чем двукратный.

Почему растет число контрактов

Всего, по данным Минэкономразвития, на 30 сентября 2015 года заключено 2 275 292 контракта (включая региональный и муниципальный уровни) на общую сумму около 3,4 трлн руб. (за аналогичный период 2014 года — 1 846 697 контрактов и 3,29 трлн руб. соответственно).

Увеличение в 2015 году количества заключаемых контрактов связано с «характерным для текущего года» сокращением заказчиками сроков исполнения контрактов, что делается для «снижения финансовых рисков поставщиков, подрядчиков и исполнителей», пояснил РБК представитель Счетной палаты. «Также в связи с нестабильной экономической ситуацией отмечается тенденция заключения вместо годовых контрактов нескольких последовательно заключаемых краткосрочных контрактов, в рамках которых повышается стабильность цен для поставщиков», — говорится в письменном ответе на вопросы РБК.

Рост в 2015 году количества заключенных контрактов с одновременным уменьшением их средней цены обусловлен и сниженной активностью закупок в начале 2014 года, поскольку заказчики большую часть контрактов заключили в четвертом квартале 2013 года, сказал РБК представитель Минэкономразвития. Как ранее сообщал РБК, федеральные ведомства в прошлом году сократили число заключенных контрактов (к примеру, в первые девять месяцев 2014 года оно упало на треть). ​Чиновник ФАС связывал это с тем, что с 1 января 2014 года вступил в силу 44‑ФЗ «и никто не знал, что от него ждать». «Все постарались разместить все по старому 94‑ФЗ еще в конце прошлого года. Были случаи, когда закупки объявлялись 31 декабря», — говорил чиновник.

При участии Ольги Волковой