Лента новостей
В Днепре и Львовской области прогремели взрывы 06:07, Статья Эквадор начал «бомбежку облаков» для увеличиния числа дождей в стране 05:47, Новость Краснодарский губернатор сообщил о попытке масштабной атаки дронов на НПЗ 05:21, Статья Во Львовской области сотрудников военкоматов разместят на блокпостах 05:12, Новость Мосбиржа раскрыла схему по отмыванию денег с «разгоном через Telegram» 05:00, Статья Хуситы заявили об ударе по британскому танкеру Andromeda Star 04:42, Статья Польша подняла истребители из-за «активности дальней авиации России» 04:06, Новость WP объяснила, как США хотят сковать Китай островами на случай войны 03:58, Статья На протестах в Армении заметили военнослужащих 03:39, Новость Полиция Бразилии проверила данные о бомбе в посольстве России 03:07, Новость МИД Польши отказал президенту в праве обсуждать ядерное оружие 03:02, Статья Пентагон заявил о планах убедить партнеров поделиться Patriot для Киева 02:42, Новость В США впервые в 2024 году обанкротился банк 02:39, Статья Военный сбил дрон ударом мешка 02:16, Новость Politico узнала, какой дедлайн для Украины назвал Зеленский в США 02:09, Статья Госсекретарь США завершил трехдневный визит в Китай 01:48, Новость Минэк спрогнозировал укрепление доллара до ₽98 к декабрю 01:27, Статья Канада выделит Украине $2,1 млн на производство беспилотников 01:17, Новость
Газета
ФАС не исправилась
Газета № 081 (2098) (1505) Общество,
0

ФАС не исправилась

Ведомство Игоря Артемьева не учло рекомендацийправительствак антимонопольному пакету
Фото: Олег Грицаенко/РБК
Фото: Олег Грицаенко/РБК

ФАС не хочет ждать сентября для радикальной реформы системы запретов на недобросовестную конкуренцию. Вопреки предложению Игоря Шувалова повременить с новеллами они остались в поправках в четвертый антимонопольный пакет.

Четвертая попытка

Ведомство Игоря Артемьева предлагает расширить ст.14 («Запрет на недобросовестную конкуренцию») закона «О защите конкуренции» шестью новыми составами и сделать этот список открытым. Статья 14.7 проекта поправок (запрет на иные формы недобросовестной конкуренции) говорит о недопустимости «иных форм недобросовестной конкуренции помимо предусмотренных» статьями закона. Появляются новые штрафы за нарушение процедуры торгов при реализации государственного и муниципального имущества.

ФАС впервые внесла не согласованный с бизнесом проект поправок в конце 2013 года, против тогда выступили Минэкономразвития, Федеральная служба по тарифам и Минюст. Проект был доработан к лету 2014 года, но и этот вариант не устроил крупный бизнес. В марте 2015 года Артемьев предпринял третью попытку. Тогда поправки обсуждались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, службе указали не торопиться и оформить предложения отдельным документом к сентябрю 2015 года, а не вносить ко второму чтению так называемого четвертого антимонопольного пакета, следует из протокола заседания (копия есть у РБК).

Однако в итоге ФАС решила все же оставить эти предложения в поправках к четвертому антимонопольному пакету, который сейчас рассматривается в Госдуме. Новый вариант поправок ФАС поступил в правительство в конце апреля (копия есть у РБК). Эти поправки обсуждаются уже больше двух лет, они прошли все процедуры, концептуально направлены на повышение противодействия недобросовестной конкуренции и полностью соответствуют концепции законопроекта, пояснил РБК начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.

Министерства не одобрили

Тем не менее документ внесен с отрицательными отзывами от Мин­экономразвития и Минюста (копии документов, датированные концом апреля, есть у РБК). Суть претензий сводится к тому, что изменения положений о недобросовестной конкуренции должны быть проведены отдельным законопроектом, как было решено на совещании у Шувалова.

«Минэкономразвития указывало, что данный вопрос [о недобросовестной конкуренции] должен прорабатываться в рамках отдельного законопроекта с учетом необходимости дополнительного обсуждения с экспертным и предпринимательским сообществами. [Министерство] не согласовывало подобный подход ФАС и давало замечание по этому поводу», — сообщил РБК представитель Минэкономразвития.

Поправки ФАС вносят «существенные изменения» в четвертый антимонопольный пакет, что «является нарушением требований к законодательной процедуре и может привести к искажению изначального волеизъявления субъекта законодательной инициативы», говорится в отзыве замглавы Минюста Юрия Любимова. «Кроме того, подготовка концептуальных изменений в рамках поправок к законопроектам не позволяет обеспечить процедуры общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы проекта, предусмотренные законодательством», — отмечает он. По его словам, проект поправок «нуж­дается в существенной лингвистической доработке».

Поправки развивают основные положения законопроекта и в целом соответствуют его концепции, они все в духе законопроекта, принятого в первом чтении, и направлены на снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, повышение эффективности антимонопольного законодательства и пресечения нарушений со стороны чиновников, спорит Сергей Пузыревский из ФАС.

Правительство решит

Таблица разногласий по итогам обсуждения с ФАС будет рассматриваться на совещании в правительстве 15 мая, говорит представитель Минэкономразвития. «Если разногласия будут урегулированы, то в ФАС России будет дано поручение доработать проект поправок с учетом принятых решений, если замечания и предложения не будут урегулированы, то проект поправок будет рассматриваться на уровне руководства правительства», — отмечает он.

«Окончательное решение будет принимать правительство. Мы провели ряд консультаций с Минэкономразвития и постарались устранить замечания. Большинство разногласий сняты», — настаивает Пузыревский. По определению недобросовестной конкуренции, предложенному ФАС в марте, были зафиксированы разногласия с Мин­экономразвития, если они сохранятся, предложения будут возвращены на доработку, категоричен источник РБК в правительстве.

Зато по другим вопросам есть прогресс: в новой редакции поправок ФАС во многом пошла навстречу бизнесу, говорит антимонопольный эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов. ФАС отказалась от введения дополнительного оборотного штрафа за недобросовестную конкуренцию и убрала такие спорные определения недобросовестной конкуренции, как «дезорганизация» конкурента (вплоть до перехода сотрудников на более высокооплачиваемую работу; сейча​​с этот термин используется только в уголовном праве и не относится к хозяйственной практике), вывод на рынок нового бренда, если это «снижает коммерческую ценность» других брендов (это уничтожило бы межбрендовую конкуренцию), размер оборотного штрафа по нарушениям на торгах ограничен 4% оборота компании, перечисляет Ульянов.

ФАС также отказалась от идеи получить доступ к налоговой тайне (эту новацию одобрили в первом чтении, но ФАС решила исключить ее из четвертого антимонопольного пакета) и использовать материалы оперативно-разыскной деятельности при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства. Против последнего активно выступал президент РСПП Александр Шохин. Использование материалов ОРД могло привести к «​серьезным нарушениям законных прав и интересов предпринимателей», указывал ​он в письме на имя главы ФАС Игоря Артемьева.