Лента новостей
Экс-главу МЧС Кузбасса освободили по делу о пожаре в «Зимней вишне» 15:47, Статья ЦБ продлил запрет для недружественных инвесторов на вывод денег за рубеж 15:37, Статья Клуб НХЛ объявил о переходе разорвавшего контракт с ЦСКА Федотова 15:36, Статья Хуснуллин заявил о продлении маршрутов МЦД до 11 регионов 15:32, Статья Средняя цена самых дорогих домов Подмосковья из топ-100 превысила $30 млн 15:27, Статья Зеленский уволил посла Украины в Молдавии 15:23, Новость В Балашихе за легализацию 1,5 тыс. мигрантов задержали двух сотрудниц МВД 15:21, Новость В Белгородской области силы ПВО сбили беспилотник 15:19, Новость Первые торги акциями «Европлана» на Мосбирже начались ростом на 22% 15:14, Статья Киркпатрик, Филлипс и другие — методы оценки пользы от обучения персонала 15:04, Статья UFC анонсировал бой лучших российских тяжеловесов без их согласия 14:55, Статья День на «Красном Октябре»: какой станет стрелка острова Балчуг 14:50 Эвакуировавшего 100 посетителей «Крокуса» подростка наградил муфтий 14:47, Статья Курьера из Таджикистана арестовали за оправдание теракта в «Крокусе» 14:42, Новость Порог беспошлинного ввоза посылок в Россию снизят до €200 14:42, Статья Подделка преследуется: как избежать контрафакта на маркетплейсах 14:40 ЦБ назвал три новые рискованные схемы на рынке ипотеки 14:37, Статья Цена Dogecoin сильно выросла впервые за три года. В чем причина 14:36, Статья
Газета
Политика не вписалась в расходы
Газета № 0182 (1957) (0110) //2893 Общество,
0

Политика не вписалась в расходы

Правительство смогло сократить «кремлевские» статьи на следующие три года
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
10 тыс. страниц общим весов 30 кг – федеральный бюджет на 2015–2017 годы внесен в Госдуму. Чтобы сверстать его, не понадобилось ни вводить налог с продаж, ни повышать уже действующие налоги, хотя еще летом это казалось почти невозможным. Как Минфину это удалось?
 
Налоговые маневры
 
Заявление главы Минфина Антона Силуанова о том, что правительство может ввести с 2015 года налог с продаж, прозвучало в начале июля как гром среди ясного неба. На его фоне практически незамеченными остались другие фискальные инициативы правительства. Без особых дискуссий прошло предложение увеличить налог на дивиденды с 9 до 13%, водный налог и плату за пользование лесами, акцизы на сигареты и газ, экспортируемый по «Голубому потоку».
 
Налог с продаж плохо администрируется, он грозит ростом цен на потребительские товары и уходом в тень части бизнеса, все лето твердили представители деловых организаций. Уж лучше увеличивать НДС или НДФЛ на 1–2 п.п. (такая идея тоже обсуждалась в правительстве), говорили они. Но если Силуанов это предлагает, значит, «бюджетная система находится в действительно плачевном состоянии», предполагали эксперты.
Настойчивость, с которой в правительстве обсуждали налог с продаж, могла посоперничать разве что с туманными перспективами пополнить с его помощью казну. На заседании комиссии по законопроектной деятельности 8 сентября у Силуанова поинтересовались, какую сумму Минфин рассчитывает собрать и сколько потребуется денег на администрирование налога, рассказывает участник совещания. По его словам, налог давал до 200 млрд руб. в год в региональные бюджеты, но затраты на его администрирование оценивались в 170 млрд руб.
 
Споры о налоге с продаж прекратились так же внезапно, как и начались. «В условиях замедления экономики было принято решение не увеличивать налоговую нагрузку, за исключением точечных решений», – сказал журналистам накануне передачи бюджета в Госдуму Силуанов. Он считает, что эти меры меняют нагрузку только на отдельных налогоплательщиков. Например, увеличенные страховые взносы в ФОМС будут заметны для работников ТЭКа, финансистов и чиновников.
 
Сэкономили на бюджетниках
 
В экономике проблемы, страна стоит на пороге рецессии. В такой ситуации ни в коем случае нельзя было повышать налоги, говорит глава Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. По ее мнению, предложение ввести налог с продаж в такой ситуации стало аргументом для того, чтобы подтолкнуть правительство к сокращению расходов. Минфину это удалось частично.
 
На следующую бюджетную трехлетку предлагается отказаться от опережающего инфляцию роста зарплат бюджетникам. По словам Силуанова, Минфин предложил сократить темпы роста зарплат в 2015 году «до 5,5%, то есть до уровня инфляции». Ранее, по словам министра, «согласно «дорожной карте» мы обязаны были повышать зарплаты бюджетников на 10–15% в год».
 
Речь идет о работниках образования, здравоохранения и культуры, которым к 2018 году гарантирован рост зарплат в соответствии с указом президента «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» № 597. Согласно основным направлениям деятельности правительства, утвержденным в докризисном январе 2013 года, средний рост зарплат бюджетников к 2018 году должен составить 1,4–1,5 раза.
 
Сокращение темпа роста зарплат бюджетникам в 2015 году экономит бюджету 82,7 млрд руб., из них больше половины (50 млрд руб.) – за счет дотаций регионам. Согласно документам Минфина к заседанию правительства 18 сентября, такая же экономия предполагается на 2016 и 2017 годы.
 
По словам Силуанова, это делается не столько для того, чтобы снизить нагрузку на бюджет, сколько для того, чтобы «дать отдых региональным бюджетам». Экономию региональных бюджетов в Минфине оценивают в 90 млрд руб. в 2015 году. Кроме того, эта мера позволит, по мнению министра, не «раздувать издержки в экономике». «Мы в последнее время очень здорово разогнали зарплаты бюджетников, на которые ориентируется коммерческий сектор», – поясняет он.
 
Причина отказа от заявленных ранее темпов роста заработных плат бюджетников в том, что такие непроизводительные расходы не позволяют добиться ускорения темпов роста, поясняет директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. «Выполнять обязательства и обещания, которые были сделаны до того, как появились геополитические риски, может быть, не имеет смысла», – рассуждает эксперт.
Сокращение расходов на майские указы на 2015 год не ограничится зарплатами: в следующем году на 10 млрд руб. будут сокращены субвенции регионам на жилье ветеранам Великой Отечественной войны. Отдельным решением правительство в 2015 году намерено отказаться от индексации зарплат сотрудников центральных аппаратов кремлевской администрации, Белого дома и правительственных ведомств. Экономия от этого шага оценивается в 300 млн руб.
 
Вооружимся позже
 
В бюджете на предстоящую трехлетку предлагается экономить и на другом кремлевском проекте – госпрограмме вооружений до 2020 года общей стоимостью более 20 трлн руб. С 2017 на 2018 год Минфин намерен перенести военные расходы в сумме более 490 млрд руб. Причем, как подчеркивает Силуанов, в дальнейшем эти деньги будут выделяться уже под новую программу вооружения.
 
Идею стимулировать экономику за счет наращивания военных расходов в 2011 году поддержал тогда еще президент Дмитрий Медведев. За прямолинейную критику таких расходов министр финансов Алексей Кудрин в сентябре 2011 года был отправлен в отставку. Сменивший в Минфине Кудрина Антон Силуанов воздерживался от жестких высказываний по поводу этой статьи расходов.
 
Еще в 2013 году Высшая школа экономики, проводившая оценку эффективности расходов федерального бюджета, предлагала Минфину в бюджете на 2014–2016 годы перенести на более поздний срок до 1 трлн руб. расходов на госпрограмму вооружений. В 2014 году в бюджете большая часть оборонных расходов была замещена госгарантиями, которые Минфин намерен прекратить выдавать в 2015 году.
 
Военная промышленность не подстегивает экономический рост, потому расходы на нее переносятся из‑за сложного экономического положения, рассуждает президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов. По его словам, оборонная промышленность давала дополнительную выгоду и перекачку технологий до 1950‑х годов прошлого века.
«Сейчас у властей подход к оборонпрому напоминает взаимоотношения с автоматом по продаже напитков: вы бросаете доллар, вылетает одна банка, бросаете два – вылетает две. Но такой линейной зависимости нет – военная промышленность может освоить любые деньги, но выдать результат с каждым годом все сложнее», – пояснил эксперт.
 
Последние закрома
 
Победа Минфина скорее тактическая, полагает Акиндинова. Ведь в процессе работы над бюджетом не удалось найти, чем в дальнейшем заместить выпадающие нефтегазовые доходы. Меньшую, чем в 2014 году, правительство получит в 2015 году и подушку безопасности на случай проблем в экономике.
 
Из нераспределенных расходов 2015 года и бюджетных остатков 2014‑го Минфин предложил сформировать бюджетный резерв в размере 190 млрд руб. Возможности резервирования явно истощаются: в 2014 году бюджетный резерв с учетом замороженной части накопительной пенсии составлял 343 млрд руб.
 
Чистый бюджетный резерв следующего года не превысит 70 млрд. До заявленного уровня в 190 млрд его удастся пополнить только переходящими остатками из бюджета 2014 года. Для этого Силуанов намерен отказаться от традиционных осенних поправок в текущий бюджет по распределению условно утвержденных расходов.Возможности использовать скрытые бюджетные запасы, по мнению Минфина, исчерпаны – основным источником для балансирования бюджета уже в 2016–2017 годах станет фронтальное сокращение всех бюджетных расходов на 2%. Ожидаемый эффект от этой меры – 306,5 млрд руб. ежегодно.
 
Кроме того, в правительстве создана комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. По словам Силуанова, уже состоялось два совещания: «Договорились пройти большую часть госпрограмм». Это, по его словам, основное условие для реализации другого решения: «Повышать налоги мы, скорее всего, не будем, поэтому нужно сокращать расходы и делать это заранее».
 
Бюджет компромиссов
 
Впрочем, получив право сократить расходы по майским указам и на оборону, а также начав резать неэффективные расходы, бюджет Антона Силуанова не избежит критики. «Я не могу назвать сбалансированным бюджет, который сводится без дефицита, но в котором доля расходов на экономику, образование, здравоохранение и культуру в три раза меньше, чем расходы на оборону, безопасность и трансферты Пенсионному фонду», – говорил ранее глава Минэкономики Алексей Улюкаев.
 
«В итоге все равно идет повышение налоговой нагрузки», – возмущался в интервью телеканалу РБК президент РСПП Александр Шохин. По его словам, в тени остались «маленькие поправочки»: повышение налога на дивиденды, индексация водного налога в разы, налогообложение имущества, которое полностью амортизировалось, кадастровая оценка налога на недвижимость – «ничего не проработано».
 
«Чтобы решить проблему с расходной частью, нужно принимать решения на долгосрочную перспективу и осуществлять бюджетный маневр – сдвигать реализацию гособоронзаказа и освобождаемые средства направлять на другие цели», – говорит Акиндинова.
 
У правительства еще может появиться возможность переписать бюджет. Как сказал Силуанов в начале этой недели журналистам, если цены на нефть в следующем году резко упадут, Минфин будет вносить в основной финансовый документ «изменения уже в весеннюю сессию, исходя из той обстановки, которая сложится в следующем году».