Лента новостей
У FTX остались токены Solana на $7,5 млрд. Кто на них претендует 20:21, Статья Telecinco узнал о «вечеринке до утра» после выхода Дани Алвеса под залог 20:20, Статья В Днепропетровской области сообщили о повреждении объекта инфраструктуры 20:20, Новость «Яндекс» до 30 апреля закроет первый этап сделки по продаже активов 20:16, Статья Минфин возобновил закупки алмазов у АЛРОСА 20:10, Статья «Ваньки», «голубчики» и «лихачи»: история такси и извоза 20:04 ФАС допустила повышение норматива продаж топлива на срочном рынке 19:59, Статья Совет НАТО — Украина провел внеочередную встречу 19:52, Новость Директора по капитальным вложениям «Росатома» арестовали по делу о взятке 19:46, Статья На школьницу завели дело из-за шуточного предложения о теракте 19:44, Статья Въехать в этом году: интересные проекты на финальной стадии возведения 19:37 Летевший из Уфы в Ярославль самолет сел в Казани из-за трещины в стекле 19:34, Новость «Спартак» оказался в шаге от вылета из Кубка Гагарина 19:30, Статья Суд приговорил Мифтахова к четырем годам по делу об оправдании терроризма 19:29, Статья OKX резко ужесточила комплаенс. Это произошло после иска против KuCoin 19:09, Статья Экс-глава криптобиржи FTX Сэм Бэнкман-Фрид приговорен к 25 годам тюрьмы 19:07, Статья В Думе заявили о договоренности с Белоруссией о росте поставок топлива 19:04, Статья Студента из Таджикистана арестовали в Брянске за оправдание терроризма 19:01, Новость
Газета
Партнеры «Газпрома»
Газета № 081 (1856) (0805) //1262 Общество,
0

Партнеры «Газпрома»

Малому бизнесу обещают триллион рублей от заказов госкомпаний
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Малый и средний бизнес может получить дополнительно 1 трлн руб., если стимулировать его участие в закупках госкомпаний, рассчитали в Минэкономразвития. Для «Газпрома», РЖД, «Россетей» и «Автодора» разработают специальные партнерские программы. Они, в частности, будут предполагать выплату авансов малым поставщикам в размере 30%. Монополии от этой перспективы не в восторге, признают чиновники.

Сейчас малые и средние предприятия (МСП) обеспечивают только 10% заказов госкомпаний и инфраструктурных монополий, к концу 2014 года их доля должна возрасти до 15%, а еще через год составить четверть всех закупок, следует из уточненной версии «дорожной карты» расширения доступа МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием (копия есть в распоряжении РБК).

Еще хуже дела обстоят с прямыми закупками— там на МСП приходится только 2% заказов. В планах Минэкономразвития — к концу года довести долю малого и среднего бизнеса до 5%, в 2015 году — до 10%, говорится в документе. «Дорожная карта» за подписью замминистра Евгения Елина направлена на согласование в правительство, сообщил представитель министерства.

В мае прошлого года правительство утвердило первый вариант «дорожной карты», согласно которому доля МСП в закупках госкомпаний к 2015 году должна была вырасти до 18%, к 2018 году — до 25%. Для прямых закупок показатели также были более скромными: в 2015 году предполагалось достичь показателя в 6% от общего объема, в 2018 году — 10%.

В декабре премьер Дмитрий Медведев обязал компании с госучастием свыше 50% до конца года провести заседания советов директоров для обсуждения нововведений. Госпредставители в советах директоров должны были проголосовать за проекты, предусматривающие увеличение компаниями доли закупок в электронном виде (в 2014 году — не менее 40% в общем объеме закупок, в 2015 году — не менее 45%).

Новая версия «дорожной карты» предписывает «Газпрому», РЖД, «Россетям» и ГК «Авто­дор» разработать партнерские программы с малыми и средними предприятиями, предусматривающие прозрачные критерии аккредитации МСП в качестве поставщиков и подрядчиков. Определить требования к таким программам к июню поручено Минэкономразвития, ФАС, Минтрансу и Минэнерго. Пилотные проекты должны стартовать уже в июле. Среди рекомендаций госкорпорациям — выплата МСП не менее 30% аванса от заказа.

Система закупок госкомпаний ориентирована на интересы крупного бизнеса, в первую очередь на дочерние компании заказчиков, отмечают разработчики «дорожной карты». Кроме того, пробиться к заказам госкомпаний малому и среднему бизнесу мешает «отсутствие у заказчиков простой и прозрачной системы закупок». Речь идет о внутренней коррупции, которая существует в крупных госкомпаниях, говорит вице-президент «ОПОРА России» Владислав Корочкин.

Правительство должно было регламентировать особенности участия МСП в закупках госкомпаний, их годовой объем и порядок расчета работ еще в прошлом году. Но из-за согласительных процедур и сопротивления «Росатома», «Газпрома» и РЖД принятие этого постановления пока откладывается на июнь-июль этого года, рассказал РБК замруководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив по мониторингу «карты» Сергей Ветохин.

«Мы не просто не препятствуем, а, напротив, делаем все, чтобы расширить возможности доступа малого и среднего бизнеса к нашим закупкам», — не согласен представитель РЖД. По его словам, компания разработала проект положения о закупках, он учитывает требования утвержденной в прошлом году «дорожной карты». Этим компаниям будет предоставляться ряд преференций, касающихся сроков заключения договоров после подведения итогов конкурса и сроков оплаты работ. Представитель «Газпрома» от комментариев отказался, в «Росатоме» получить комментарий не удалось.

Сейчас малый и средний бизнес либо активно закрывается, либо уходит в сопредельные государства с более благоприятными финансовыми и налоговыми условиями, говорит член генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов. «Возможно, таким образом удастся хотя бы частично исправить это положение», — предполагает он.

Увеличение доли МСП в закупках в разы за такой короткий срок вряд ли возможно, сомневается глава профильной рабочей группы Национальной ассоциации института закупок Сергей Дашков. По его словам, крупные госкорпорации не заинтересованы в кратном увеличении числа контрактов. Кроме того, отсутствие заказчиков из МСП может быть обусловлено «объективным характером бизнеса».

Достичь поставленных показателей реально, говорит представитель Минэкономразвития. «В соответствии с 94-ФЗ о федеральной контрактной системе, заказчики были обязаны размещать только у субъектов малого предпринимательства не менее 10% заказов. При этом необходимо учитывать, что указанный контрольный показатель «дорожной карты» включает также закупки у субъектов среднего предпринимательства», — отмечает он.