Лента новостей
Рублев на «Мастерсе» в Мадриде прервал серию из четырех поражений 13:44, Статья От чего нас лечат: 6 несуществующих диагнозов 13:40, Статья Рубль слабо отреагировал на решение ЦБ сохранить ставку на уровне 16% 13:36, Статья Smart Engines смогла повысить эффективность работы нейросетей на 40% 13:30 ЦБ продлил период жесткой монетарной политики 13:30, Статья Минстрой предостерег от роста цен на стройматериалы и пообещал наказывать 13:20, Статья МВД перед 9 Мая раскрыло новую схему мошенничества с ветеранами 13:19, Новость Такси или дешевый электрокар: как Tesla хочет остановить падение прибыли 13:16, Статья Экс-тренер сборной России извинился за мат в прямом эфире «Матч ТВ» 13:15, Статья Новое уличное медиа получит законодательное регулирование 13:07 Минюст потребовал запретить «Антироссийское сепаратистское движение» 13:07, Статья Росреестр предложил разрешить регистрацию на землях сельхозназначения 13:03, Статья Шойгу заявил об украинском следе в теракте в «Крокус Сити Холле» 13:00, Новость Как технологии ИИ помогают планировать полевые работы в «Русагро» 13:00 Защита предложит залог за замминистра обороны Тимура Иванова 12:57, Статья «Заходят, но не заказывают»: как найти причину низкой конверсии в покупку 12:52, Статья Суд арестовал подростков по делу о подготовке теракта в Волжске 12:51, Новость Хуснуллин заявил о возможном снижении ввода жилья в 2024 году 12:48, Статья
Газета
И без вас отрегулируем
Газета № 006 (1781) (2001) Общество,
0

И без вас отрегулируем

Чиновники манкируют общественным обсуждением законопроектов
Фото: regulation.gov.ru
Фото: regulation.gov.ru

Сайт regulation.gov.ru, на котором ведомства размещают проекты будущих законов для общественного обсуждения и так называемого нулевого чтения, не справляется с возложенной на него функцией. К такому выводу пришли в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства. За три года на разработку ресурса было потрачено около 8 млн руб., и в начале февраля правительство вновь вернется к вопросам усовершенствования действующего механизма общественной экспертизы законопроектов.

С 15 апреля 2013 года все федеральные органы исполнительной власти обязаны размещать на regulation.gov.ru информацию о подготовке законопроектов и организовывать их общественное обсуждение. Последнее проходит четыре стадии: уведомление о начале работы, размещение текста законопроекта, оценка регулирующего воздействия (ОРВ, антикоррупционная экспертиза и обсуждение) и принятие акта.

За три года, которые ушли на разработку, портал успел сменил пять подрядчиков и обошелся бюджету примерно в 8 млн руб., подсчитали в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Эксперты института считают, что в итоге ресурс все же не справляется с возложенными на него функциями. Прежде чем писать законопроект, его авторы должны удостовериться в его нужности. Они размещают на сайте уведомление о начале работы и еще на стадии идеи написания проекта должны собирать суждения о нем от всех желающих. Но проанализировав материалы, опубликованные на ресурсе во второй половине 2013 года, исследователи пришли к выводу, что к моменту появления уведомления, как правило, уже почти готов и текст будущего закона. «Это значит, что само уведомление и его обсуждение для разработчиков — формальность, — говорит заместитель гендиректора НИСИПП Олег Шестоперов. — Из самих уведомлений обычно невозможно понять ни проблему, ни предлагаемое разработчиком решение».

Эксперт НИСИПП Татьяна Рукавишникова вспоминает, как отправила по электронной почте свой отзыв на законопроект Минтранса о безопасности дорожного движения. «Ни одно из трех моих предложений не было учтено. Исправить ошибку пока так и не удалось, а срок консультаций подходит к концу, — говорит она. — Вместо сводного отчета, без которого нельзя начать консультации, на сайте висит только автоматическая сводка с предложениями, полученными только через сайт».

Более 60% проектов актов обсуждаются без стадии уведомления, на общественную экспертизу в среднем уходит 15 календарных дней, а этого «недостаточно для эффективной организации и фиксации результатов круглых столов и совещаний», уверен г-н Шестоперов. «За это время бывает сложно получить отклик профессиональных экспертов, которые должны погрузиться в документ, сформулировать свою позицию, обсудить его коллегиально и после этого выдвинуть предложения», — подтверждает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский.

«Пока министерствам не хватает опыта по участию и взаимодействию при обсуждении принимаемых нормативных актов. Многие заполняют документы формально, не пытаются вникнуть в суть регулируемых отношений, а только соблюдают форму. К сожалению, мнение делового сообщества не всегда учитывается», — сетует эксперт «Деловой России» по ОРВ Александр Молотников.

Чтобы общественное обсуждение законопроектов устоялось как институт, необходима ломка сознания самих чиновников, «формирование у самого ведом­ства потребности обсудить проблему и идеи по ее решению», прокомментировали исследование в департаменте оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития: «Можно сказать, что это перестройка всей системы законодательства. А шесть месяцев, конечно, недостаточный срок для такого процесса». Вопрос несогласованности действий ведомств выходит далеко за рамки обсуждения ОРВ, отмечают в министерстве, что естественно, ведь «их полномочия лежат в разных плоскостях, и каждый смотрит с точки зрения своего функционала».

В президентском послании Федеральному собранию в декабре 2013-го Владимир Путин еще раз напомнил, что все законопроекты, ключевые государственные решения и стратегические планы «должны проходить гражданское «нулевое» чтение с участием НКО и других институтов гражданского общества». К 1 февраля 2014 года правительство должно представить предложения по совершенствованию этого механизма. Соответствующие предложения готовит открытое правительство с учетом выводов исследования НИСИПП.