Лента новостей
Перевозки по Северному пути в 2024 году отклонятся от плана вдвое 18:44, Статья В Таджикистане рассказали о падении продаж билетов в Россию и их возврате 18:37, Новость В больнице умер мужчина, помогавший эвакуировать людей из «Крокуса» 18:26, Статья De Telegraaf узнал о переводе Промеса в тюрьму с более строгим режимом 18:17, Статья «МегаФон» обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС 18:13 Все руководители FTX дали показания против Бэнкмана-Фрида. Где они сейчас 18:11, Статья В Таджикистане арестовали 15 подозреваемых в подготовке теракта на Навруз 18:10, Статья Президент Польши наложил вето на закон о продаже орального контрацептива 18:06, Статья Теннисист Андрей Рублев рассказал о планах сыграть на Олимпиаде 18:04, Статья Девятый арестованный по делу о теракте в «Крокусе» частично признал вину 17:54, Новость Военная операция на Украине. Главное 17:41, Статья Японский индекс Nikkei 225 показал рекордный прирост за год 17:40, Статья Суд арестовал новых фигурантов дела о теракте в «Крокусе». Фоторепортаж 17:37, Фотогалерея Нового фигуранта дела о теракте взяли у «Крокуса» за дерзкое поведение 17:33, Новость Какие российские компании используют нейросети и что это им дает 17:32, Статья Полноценная квартира, не за МКАД и доступная по цене: где найти такую 17:30 В Таиланде умер россиянин, впавший в кому после задержки рейса 17:25, Статья Главком ВСУ заявил о тяжелой ситуации на фронте 17:23, Статья
Газета
Вкалывают роботы
Газета № 216 (1991) (2011) //3281 Общество,
0

Вкалывают роботы

Как компания «Амперка» зарабатывает на любительской электронике
Фото: Олег Яковлев/РБК
Фото: Олег Яковлев/РБК

Основатели компании «Амперка» Виктор Накоряков и Михаил Белогорцев продают конструкторы для создания электронных устройств своими руками – от игрушек, включая маленьких роботов, до системы «умный дом». Хобби оказалось популярным – продажи компании в этом году должны превысить 50 млн руб., ее заказчиками стали более 300 школ

Лампочка подсказала

«Если вы захотите собрать всё необходимое [для создания электронного устройства] самостоятельно, вам понадобится не один день и поход в десяток магазинов», – говорится на сайте «Амперки». Она предлагает смастерить что‑нибудь как новичкам (набор, позволяющий пройти «первые 11 экспериментов» по книге «Электроника для начинающих» Чарльза Платта, стоит 3890 руб.), так и бывалым мастерам (обучающие ролики предлагают замахнуться на «автополив цветов», «карманный осциллограф», «робота-чистюлю Гошу» и т.д.).

Все началось с лампочки, рассказывает Накоряков. В 2010 году он работал над очередной компьютерной игрой в офисе компании «Акелла», когда в системе энергоснабжения произошел сбой. Свет погас, и вся работа пропала. Накоряков подумал, что было бы неплохо иметь в офисе такую лампочку, по цвету которой можно отслеживать состояние энергосистемы. Он вбил запрос в Google и так познакомился с компанией Robot Italy – производителем микросхем Arduino.

Четыре года назад никто не продавал Arduino в России, и Накоряков решил заняться этим. Он рассказал о своей идее однокласснику Михаилу Белогорцеву, который на тот момент работал в «Газпром-Медиа». У них уже был опыт совместного бизнеса: в 2008‑м они создали социальную сеть для студентов Бауманки и Московского авиационного института (МАИ), за два месяца в ней зарегистрировались 6 тыс. пользователей. Партнеры упорно ждали инвесторов, которые так и не появились, и проект заморозили.

«Мы – компания «Ардуинки». Мы хотим быть официальным дистрибьютором Arduino в России», – написали Накоряков и Белогорцев в апреле 2010‑го в Robot Italy. Итальянцы молчали больше недели, а потом сообщили, что «не сотрудничают с компаниями, которые коверкают бренд Arduino». Через полчаса после получения ответа партнеры отправили новый запрос: «Мы – компания «Амперка»… Второе письмо украсил логотип – оранжевая матрешка. На 40 тыс. руб., которые предприниматели достали из своих семейных бюджетов, им выслали платформы, ЖК-экраны, блоки питания.

Пока «Почта России» доставляла первый заказ, Накоряков создал сайт «Амперки» на платформе InSales. С самого начала он хотел продавать не отдельные компоненты, а наборы, из которых покупатель мог собрать необходимое устройство. Партнеры не уходили с основной работы, совмещая ее с обязанностями курьеров, фасовщиков и других сотрудников в своем стартапе. Первые наборы Arduino от «Амперки» разошлись за семь минут: помог правильный анонс в нужном месте – собственный блог на Habrahabr.ru. Тогда Накоряков и Белогорцев поняли, что спрос есть, и решили заказать серьезную коммерческую партию электронных компонентов у Robot Italy и нанять первого сотрудника-студента, который за 15 тыс. руб. в месяц собирал бы наборы и выдавал их заказчикам под самовывоз.

Заказы быстро росли, личных вкладов уже не хватало, пришлось брать кредит. «На микрокомпанию, у которой даже офиса нет, ни один банк ссуду не даст, я работал без НДФЛ, поэтому мне отказали, – вспоминает Накоряков. – Выручил отец, оформив на себя кредит в 350 тыс. руб.». Белогорцев оформил на себя заем на 800 тыс. руб. «Нам постоянно не хватало денег, потому что каждая следующая партия должна была быть больше предыдущей, – вспоминает он. – Заказы переваливали за сотни тысяч рублей. По прибыли компания почти сразу вышла в ноль. Вопрос был в том, чтобы самим себе платить зарплату и инвестировать дальше».

Почти как Lego

В июне 2011‑го Накоряков бросил «Акеллу» и зарплату в 150 тыс. руб., а год спустя партнеры наконец сняли офис и переехали со съемной квартиры Белогорцева. Благодаря собственному блогу, обучающим видео о том, что можно сделать из Arduino, а также статье в журнале «Популярная механика» заказов на наборы было очень много.

Набор от «Амперки» – это коробка, в которой помимо платы Arduino лежат провода, дисплеи, блоки питания и много различных мелочей, в офисе эти наборы называют «спас-комплектами». В Европе Arduino продается иначе – есть платформа за $10 и есть разные «примочки» к ней: хочешь, чтобы на даче работал автополив, – покупаешь датчик влажности почвы, хочешь, чтобы банки из‑под газировки издавали звуки клавиш – покупаешь пьезо-пищалку.

Благодаря наборам «Амперке» удалось выделиться из массы интернет-магазинов для любителей домашней электроники и успешно конкурировать с китайскими аналогами Arduino, не ввязываясь в ценовые войны.

Клиентами «Амперки» стали школы по всей России – на данный момент их более 300, они используют наборы для уроков информатики и внешкольных занятий. «У нынешней школы нет ничего общего с той, в которой мы учились, – говорит Белогорцев. – Школа, в которой есть класс с роботами, где учитель возит детей на областные олимпиады и они берут приз, – рейтинг у такой школы выше. А значит, зарплаты учителям тоже выше. Школы бьются за свои рейтинги. А эти плюшки – то, что привлекает внимание».

Спецнабор «Амперка» для школ – большая коробка с разноцветным рисунком, похожим на электронную черепаху, с которой сняли панцирь. В наборе – 150 деталей для работы с Arduino и учебник с 17 параграфами. Если проводить по одному уроку информатики в неделю, курса хватит на полгода. В «Амперке» это придумали, когда пытались найти новую аудиторию. «Написав программу, ученик сразу видит результат: непонятная последовательность английских слов превращается в алгоритм управления реальным устройством, причем собранным своими руками, – говорит учитель информатики школы №24 в Астрахани Денис Копосов. – Чтоб понимать, что и как работает в мире, нужно забыть о Lego после седьмого класса».

Цена одного образовательного набора «Амперка» – 12,9 тыс. руб. «Мы сами в школы не звоним, – говорит Накоряков. – Вы сами хоть раз купили то, что предлагают вам по телефону? Мы выпускаем в Сеть информацию о том, что есть такой продукт, выпускаем обучающие статьи, публикации, устраиваем круглые столы и ждем, когда школа, департамент образования захотят приобрести наборы. Учителя дергают директора, он дает добро на закупку».

Только в 2013 году «Амперка» вы­играла в семи тендерах различных вузов на поставку им обучающего оборудования на 1,5 млн руб. Дипломные работы часто имеют в основе Arduino: например, это наушники, которые генерируют музыку на основе показаний пульсометра.

В 2013‑м продажи «Амперки» превысили 30 млн руб., размер чистой прибыли в компании не раскрывают. По словам Белогорцева, маржа по различным продуктам колеблется в диапазоне 30–100%. По итогам 2014‑го «Амперка» должна выйти на 50 млн руб. выручки, цель на ближайшие годы – 100 млн руб. За четыре года в компании было оформлено более 22 тыс. заказов. «Чтобы хорошо зарабатывать, – говорит Белогорцев, – нужно более 8 тыс. заказов в год».

«У нас есть наборы и два десятка своих «железок». Сегодня мы считаем себя чем‑то большим, чем простым дистрибьютором Arduino», – говорит Накоряков, в офисе которого ползают металлические пауки, летают микросхемы с пропеллерами и ходят говорящие роботы.