Лента новостей
У метро «Калужская» появятся сквер и городская площадь 13:38, Новость Шакро Молодой вышел на свободу 13:33, Статья Дело об оскорблении мигрантами самарского губернатора закрыли 13:29, Статья Песков прокомментировал обращение о признании Пугачевой иноагентом 13:29, Новость Дома рядом с вузами: дорога займет не больше 30 минут 13:28 Суд Новосибирска арестовал олимпийского чемпиона по делу о мошенничестве 13:20, Статья ПСБ выдал почти миллиард рублей ипотеки на покупку квартир в Мариуполе 13:17 Страх против жадности: кого криптотрейдинг приводит к долгам и апатии 13:17, Мнение Ключ к оборотам: как зарабатывать больше на маркетплейсах 13:14 В Таджикистане задержали девятерых человек по делу о теракте в «Крокусе» 13:12, Статья Суд отказал Жукову в правах на фонограмму «Ну где же вы, девчонки?» 13:10, Статья Школа «Сколково» открыла конкурс грантов на обучение по программе MBA 13:07 В Кремле ответили на слова Кулебы о переговорах 13:06, Статья Кремль обосновал интересами России вето в Совбезе по санкциям против КНДР 13:06, Новость Песков ответил на вопрос о безопасности российских атлетов на Олимпиаде 13:05, Статья Гражданина Узбекистана арестовали за поддержку теракта в «Крокусе» 12:58, Новость Какие компании больше всех выиграли от ИИ-безумия — The Economist 12:55, Статья Несостоявшийся губернатор стал главой Росморречфлота 12:52, Статья
Газета
$10 млрд на призраках
Газета № 194 (1969) (1710) //3044 Общество,
0

$10 млрд на призраках

Как Эван Шпигель разбогател на самоуничтожающихся фотографиях
Фото: AP
Фото: AP

Худощавый юноша из состоятельной американской семьи Эван Шпигель создал Snapchat – мобильное приложение для обмена самоуничтожа­ющимися картинками, которое всего за три года стало крайне популярным, особенно среди молодежи. Инвесторы оценивают неприбыльный сервис со скандальной историей в $10 млрд, что делает его одним из самых дорогих в мире стартапов.

24-летнего Шпигеля можно с полным правом назвать «мальчиком-мажором»: он с детства привык отдыхать с отцом, пре­успевающим юристом, то на Багамах, то на канадских горнолыжных курортах, то в Европе. До сих пор он живет с родителями в большом доме стоимостью $2 млн в прибрежном районе Лос-Анджелеса. Другие атрибуты роскоши, к которым юноша привык с детства, – автомобили класса люкс (по данным Business Insider, у Шпигелей их было пять). Как сообщило издание LA Weekly, первым автомобилем, за руль которого сел Эван, только получив водительское удостоверение, был Cadillac Escalade (стоимость новой модели – от $72 тыс.).

Благодаря связям отца Шпигель поступил в престижный Стэнфорд учиться промышленному дизайну. Как пишет Techcrunch, будучи первокурсником, он познакомился с Реджи Брауном, которому и принадлежала идея создания мобильного приложения, позволяющего отправлять самоуничтожающиеся изображения. Родилась она так: весной 2011 года (Шпигель тогда учился на предпоследнем курсе) Браун сказал: «Я хочу, чтобы фотографии, которые я отправил этой девушке, исчезли». Младший товарищ пришел от этой мысли в восторг и назвал ее «идеей на миллион». Как недавно выяснилось, он ее недооценил: идея оказалась на десять миллиардов. Разработать приложение поручили Бобби Мерфи, студенту-программисту, вместе с которым Шпигель впервые попробовал себя в качестве предпринимателя. Они основали компанию Future Freshman, помогавшую абитуриентам и их родителям подготовить документы для университета.

Все лето трое юношей работали над проектом, сперва получившим название Pictaboo. Эван нарисовал логотип, который и сейчас остается визитной карточкой Snapchat, – веселого призрака. Он стал гендиректором компании, Браун – директором по маркетингу, а Мерфи – техническим директором.

Pictaboo вышло в июле, спустя месяц у него было всего лишь 127 пользователей. В августе троица создателей проекта вдруг неожиданно рассорилась: как пишет Techcrunch, из-за того, в каком порядке их имена будут указаны в патенте. Кроме того, они не смогли поделить акции: Браун хотел получить 30%, остальных это не устроило. В итоге Шпигель и Мерфи фактически выгнали Брауна из компании, отключив все электронные адреса и пароли.

Осенью 2011 года два оставшихся основателя компании сменили название на Snapchat. Количество пользователей выросло до тысячи человек, и Шпигель с Мерфи обнаружили интересную закономерность: сервис пользовался наибольшей популярностью с 9 до 15 часов, то есть в то время, когда школьники находятся на уроках. Для подростков приложение стало настоящей находкой: можно обмениваться картинками, не боясь, что учитель их увидит.

В апреле 2012 года количество поклонников Snapchat выросло уже до 10 тыс. человек. Тут, однако, молодые предприниматели столкнулись с финансовыми трудностями: плата за серверные мощности росла, и им пришлось искать инвесторов. На помощь пришел Джереми Лью из Lightspeed Venture Partners: дочь его партнера рассказала ему о популярности приложения среди подростков. Он инвестировал в Snapchat $485 тыс. и оценил компанию в $4,25 млн. Получив деньги, Шпигель сразу же отчислился из Стэнфорда, несмотря на то что ему оставалось доучиться до окончания всего несколько недель.

В феврале 2013 года фанаты Snapchat пересылали уже по 60 млн снимков в день, в мае – 150 млн (сейчас эта цифра составляет более 700 млн). Популярность сервиса привлекала и инвесторов: весной 2013 года компания получила $13,5 млн от Benchmark, летом того же года – $80 млн от IPV и нескольких других инвесторов (SV Angel, General Catalyst Partners); при этом Snapchat была оценена в $800 млн. В декабре в Snapchat вложился хедж-фонд Coatue Management ($50 млн). В общей сложности полученные приложением инвестиции на конец года превышали $120 млн. По информацииThe Wall Street Journal, одним из инвесторов стал также китайский интернет-гигант Tencent, оценивший проект в $3–4 млрд.

В конце 2013 года стартапом заинтересовался Марк Цукерберг. Не сумев создать успешные клоны сервиса с призраком, он предложил основателям $3 млрд за компанию. Шпигель отказался, заявив, что в ближайшее время не намерен рассматривать предложения ни о покупке, ни о вложениях (интерес со стороны других инвесторов на тот момент был весьма высоким).

В 2014 году в «веселого призрака» вложился фонд DST Global Юрия Мильнера (сумма финансирования не раскрывается), оценка компании при этом достигла $7 млрд. В начале октября стало известно, что Snapchat ожидает новый приток инвестиций, в том числе от Yahoo! и Kleiner Perkins Caufield & Byers. По сообщению The Wall Street Journal, Yahoo! может вложить в приложение $20 млн. Стоимость Snapchat при этом оценивается уже в $10 млрд, что делает ее наряду с сервисом по аренде жилья Airbnb и облачным хранилищем Dropbox одним из самых дорогих стартапов в мире. По мнению аналитиков, опрошенных Bloomberg, интерес к детищу Шпигеля среди инвесторов сейчас очень высок.

Постепенно бизнес, еще не приносящий прибыли, обращается к главному источнику финансовых вливаний для подобных проектов – рекламе. Как заявил недавно Шпигель, в мессенджере Snapchat скоро появятся рекламные объявления. По сообщению The Verge, объявления не будут показываться в переписке двух пользователей, они появятся только в тех сообщениях, которые отправляются на страницу различных мероприятий, при этом пользователь сможет отказаться от их просмотра. Шпигель отметил также, что Snapchat пока не планирует вводить таргетированную рекламу.