Лента новостей
Авиакомпаниям предписали высаживать людей при духоте в самолетах 02:50, Статья Над Воронежской областью сбили еще два беспилотника 02:46, Новость Мэр Харькова сообщил о повреждении газопровода после взрывов 02:23, Новость Канада разрешила Airbus использовать российский титан вопреки санкциям 02:04, Новость Helsingin Sanomat узнала условия продажи арены Тимченко и Ротенберга 01:51, Статья Россияне рассказали, что будут делать после новых ограничений Таиланда 01:43, Новость «Известия» узнали о задержании еще нескольких человек вместе с Ивановым 01:39, Статья Движение машин по Крымскому мосту временно перекрыли 01:32, Новость В Харькове и Николаеве прогремели взрывы 01:12, Новость В Курске объявили ракетную опасность 01:06, Статья ТАСС узнал, что замминистра обороны Иванов давно находился «в разработке» 00:46, Статья Глава Минздрава Крыма пообещал подать в отставку, если не будет лекарств 00:34, Новость Что известно о задержании замминистра обороны Тимура Иванова 00:34, Статья «Коммерсантъ» узнал подробности задержания замминистра обороны Иванова 00:30, Статья Эрдоган сравнил Нетаньяху с Гитлером и напомнил о неизбежности наказания 00:22, Статья Выплаты пострадавшим от паводков в Оренбуржье достигли ₽1 млрд 00:09, Новость Над Воронежской областью сбили реактивный дрон 00:04, Новость «Разрушают доверие». WADA обвинили в сокрытии допинга у китайских атлетов 00:00, Статья
Газета
Ставка на Россию
Газета № 231 (1764) (1212) Общество,
0

Ставка на Россию

Почему российские предприниматели не стремятся строить бизнес за границей
Фото: PhotoXPress.RU
Фото: PhotoXPress.RU

Почти 10% россиян хотят навсегда уехать из страны, показал опрос Zurich Insurance. В основном отъезжающие ищут более спокойной, гармоничной и обеспеченной жизни. РБК daily выяснила, что такой образ мышления вовсе не свойственен российским предпринимателям. Плюсами ведения бизнеса в России они называют большую доходность, трудности с получением инвестиций за рубежом и низкую конкуренцию на российском рынке.

Сложности адаптации

«В недавнем рейтинге меня отметили среди 12 отечественных бизнесменов, чьи компании больше всего экспортируют услуги на зарубежные рынки. Этот рейтинг как раз является подтверждением того, что никому мы там не нужны», — рассказывает создатель и генеральный директор брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев. Агентство он запустил в 1998 году. Сегодня у Андреева бизнес с оборотом 200 млн руб. в год и 1500 проектов на счету.

По мнению г‑на Андреева, есть два реальных барьера для выхода российских предпринимателей на зарубежные рынки. «Один из главных драйверов успешного бизнеса — интуиция лидера. А она формируется только в родной среде, с детства. Российская аутентичная интуиция плохо работает вне россий­ской действительности. И второй барьер — социальная адаптация. Точнее, ее полное отсутствие. Успешные бизнесы не строятся в одиночку. Нужно много связей, знакомств и рекомендаций. За границей этого «биоматериала» никогда в достаточном количестве не оказывается», — говорит предприниматель, добавляя, что патриотизм и прочие «эфемерные субстанции типа любви к березкам» — отговорки для слабых.

Вице-президент Центра политических технологий и член Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов Валерия Делинская отмечает, что социальная адаптация сильно тормозит предпринимателей, когда они задумываются построить новый бизнес за рубежом. «У многих есть языковой барьер, и они не чувствуют, что в своем возрасте смогут легко войти в иную языковую среду. Предприниматели задаются вопросом, что будут делать, пока не овладеют языком», — считает г‑жа Делинская. Кроме того, по мнению эксперта, «худая стабильность здесь лучше доброй неопределенности там».

Сложности могут возникнуть не только с социальной адаптацией, но и с привлечением средств на проекты за рубежом. Денис Якушев — основатель компании Taberna, которая предоставляет платформу для создания интернет-магазинов, рассказывает, что в России привлечь инвестиции ему оказалось гораздо проще, чем за границей.

«Мы искали деньги в Сан-Франциско и Кремниевой долине, но быстрее получилось найти здесь. Типичной такую ситуацию, пожалуй, не назовешь, я слышу разные истории от коллег, но мне кажется, что русскому бизнесмену деньги проще найти в России, чем в Штатах», — считает г‑н Якушев.

Национальный вопрос

«Я об этом даже не думал никогда, я делаю бизнес там, где нужен сервис для клиентов, и то, чем я занимаюсь, востребовано в России. За границей это уже делает кто-то другой», — удивляется вопросу РБК daily Алексей Мартыненко, создатель компании по производ­ству мягких сыров «Умалат» и владелец компании «Мустанг Технологии кормления» — производителя и поставщика кормов для скота.

Г‑н Мартыненко уже 20 лет занимается сельскохозяйственным бизнесом в России и наработал большую базу контактов. По словам предпринимателя, он никогда не интересовался, как аналогичный бизнес можно выстраивать за границей. «Здесь есть чем заниматься, много неосвоенных рынков или рынков, которые позволяют получать высокую маржинальность», — говорит Алексей Мартыненко.

«Фармацевтическое производство и медицинская промышленность растут в России большими темпами, поэтому здесь есть неплохие возможности для нашего бизнеса», — говорит директор фармацевтической компании «Инэрфарм» Никита Иванов.

По этой же причине основатель проекта ItBounty и руководитель направления инвестиций в IТ в инвестиционной группе «Трастком» Эдгар Давтян, несмотря на опыт создания бизнеса за границей, вернулся в Россию. «Когда мне задают вопрос о том, почему я делаю бизнес именно здесь, я отвечаю, что в России у меня лучше всего получается зарабатывать, здесь привычнее рынок», — говорит он.

«Мне кажется, в России бизнесменов держит бизнес, — комментирует такую точку зрения председатель НП «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева. — Особенно если человек построил компанию с 1990-х и нацелена она именно на российский рынок. Например, производ­ство и реализация продукта, которого у нас мало, а на Западе полно. Или если используются новые для России технологии, которые не являются таковыми в Европе. В таком случаем переезжать в другую страну означает просто остаться без работы».

«Наша отрасль — системы мониторинга транспорта и контроля расхода топлива в России — развивается куда более высокими темпами, чем в среднем по миру. Так что, несмотря на проблемы в российской экономике и то, что мы поставляем оборудование более чем в 100 стран мира, здесь для нас ключевой рынок», — рассказывает заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов. Omnicomm была создана в 1998 году, а в 2012-м оборот компании составил 765 млн руб.

Бизнес постоянно требует внимания и контроля, бессмысленно ждать, что все будет работать само по себе. «Все в мире постоянно меняется — конъюнктура, технологии, юридические нормы, экономика в целом. Как же в такой ситуации можно оставить свое дело на произвол судьбы?» — сетует г‑н Емельянов.

Простор для творчества

Еще одной причиной, которую называют опрошенные предприниматели, является неосвоенность рынков. «В России более рискованный бизнес, но и более рентабельный, все равно мы еще дикая страна», — считает владелец интернет-магазина строительных материалов «Максиома-строй» Сергей Сиренко. Развивая интернет-магазин на рынке специфического для онлайн-торговли товара, г‑ну Сиренко пришлось самостоятельно разбираться, например, в SEO-продвижении.

«Мне как предпринимателю именно это и интересно, что все еще не очень хорошо отлажено. Есть простор для творчества, есть где развернуться», — рассуждает Сергей Сиренко.

Соглашается с этим доводом и Яна Яковлева: «На российском рынке в прин­ципе огромное количество возможностей, он практически пуст, но вот среда такова, что она часто подавляет предпринимательский дух».

Предприниматели считают, что творческие возможности для бизнеса открываются еще и из-за низкой конкуренции. «За границей хватает своих предпринимателей. В России нужны свои. Здесь огромное количество возможностей, нет конкуренции. Это позволяет быстрее достигать результата», — говорит основатель проекта Out of Cloud Виталий Александров.

«Это не значит, что предприниматели не выводят деньги — конечно, выводят и активы скупают за пределами страны, — считает Дмитрий Левицкий, генеральный директор Hurma Management Group (компания управляет ресторанами в Москве, среди них — бары «Куклы-пистолеты», «Дорогая, я перезвоню» и Lumberjack). — Но часть активов работает в стабильной экономике Европы, часть — в высокодоходной, но нестабильной России. Такая модель сегодня более традиционна, на мой взгляд».